Новости

Семенова и Поздеева Ярославль
 
2-3 марта в Ярославском государственном педагогическом университете прошел Международный форум «Евразийский образовательный диалог», посвященный 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

Одной из самых интересных секций на Форуме была секция №4. Дидактика педагогического образования: новые горизонты исследований.

Ее модераторами стали: Осмоловская Ирина Михайловна, заведующая лабораторией дидактики и философии образования Российской Академии Образования, д.пед.н., профессор, один из самых известных отечественных дидактов, и Тарханова Ирина Юрьевна, директор Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, д.пед.н., доцент, модератор  всероссийского проекта «Новая дидактика».

Секция была посвящена обсуждению новых дидактических решений для педагогического и общего образования и перспективным направлениям дидактических исследований

В работе секции приняли участие: представители Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования: Даутова Ольга Борисовна, директор института управления образованием, д.пед.н., доцент, Крылова Ольга Николаевна, профессор, д.пед.н., доцент; Макарова Наталья Станиславовна, проректор по учебной работе Омского государственного педагогического университета, д.пед.н., доцент, Шабаева Гузель Фагимовна, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, к.пед.н., доцент, а также докторанты.

С докладом «Метаметодика как деятельностный ориентир в профессиональной подготовке и развитии педагога» выступила Поздеева Светлана Ивановна, заведующая НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ, д.пед.н., профессор. В докладе была представлена суть метаметодики как варианта оперативного совершенствования и методической оптимизации профессионально-педагогической подготовки учителя, а также возможные организационные сценарии изучения курса «Метаметодика» в бакалавриате и магистратуре педагогического вуза. Светлана Ивановна напомнила участникам слова К.Д. Ушинского о том, что «Дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила и приемы преподавания». Поэтому интересными становятся изыскания в области метаметодики, которая будет конкретизировать эти правила и приемы в рамках организации совместной деятельности педагога и детей.

Семенова Наталия Альбертовна, к.пед.н, заведующая НИ лабоарторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП, директор Института развития педагогического образования ТГПУ выступила в качестве модератора и спикера секции № 3 "Национальне стратегии развития системы подготовки и профессионального развития педагогических кадров". В рамках своего выступления Наталия Альбертовна поделилась опытом подготовки современного педагога в контексте организации постоянно обновляющегося педагогического содержания обучения. 

 

Поздеева Ярославль  Семенова Ярославль

6ab87684 7524 46bc 9aa5 85daa5c26dd9

18 февраля в Томском государственном педагогическом университете завершилась серия мастер-классов педагогов стажировочных площадок Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ и экспериментальных площадок Парка инновационных образовательных практик, которые прошли в рамках Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом».

Организаторы мастер-классов: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения − Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ ТГПУ), Парк инновационных образовательных практик (далее – Парк ИОП), Факультет психологии и специального образования (далее – ФПСО) кафедра дефектологии ТГПУ, стажировочные площадки Научно-методического центра, экспериментальные площадки Парка ИОП.

Направление работы мастер-классов – «Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования» включала в себя следующее содержание:

- приёмы обучения чтению нормотипичных детей и детей с ОВЗ;

- формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью;

- мотивация у детей с речевыми нарушениями при помощи логопедических игр.

Участникам была предложена программа из 15 мастер-классов, представляющих разные приёмы использования инструментов инклюзивного образования.

«Мастер-классы, показанные участниками, были интересны, полезны и информативны. Ведущие мастер-классов познакомили участников с различными технологиями работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОО и ОО. На практической части мастер-классов участники имели возможность ознакомиться с технологиями обучению чтению детей с ОВЗ, развитию у них комбинаторных способностей и социально-коммуникативных навыков. Участникам были представлены интересные инструменты работы с детьми: кубики Зайцева, таблицы Шульте, метафорические ассоциативные карты, технология "Круги сообщества". Участники принимали активное участие в мастер-классах и отметили их высокую практическую значимость», - поделилась Анна Шелкунова, педагог-психолог МАДОУ №44 г. Томска.

«Мы благодарим ТГПУ за высокую организацию программы мастер-классов. Встреча прошла в доброжелательной обстановке, без лишнего официоза, с соблюдением регламента. Информация была полезной и актуальной», - выразили благодарность коллеги из МАДОУ СОШ №12 г. Томска.

Конференцию посетили более 50 участников: представители города Томска, Северска, Томского района. Мастер-классы – это эффективный практический формат мероприятий, который даёт возможность студентам получить практические навыки от ведущих педагогов-практиков.

b85a37fc d1e7 4341 8819 81359c8289bc  362eee5b d9e7 4874 994f fd90c3c86d95  03bb8054 87d9 4545 8153 58a41fb37ab5  557edde8 058f 487e a652 364d957f3844

h 
 

16 февраля 2023 г. в Парке инновационных образовательных практик (далее – Парк ИОП) Института развития педагогического образования прошёл научно-методический семинар «Управленческие и методические особенности организации образовательной среды совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и педагогов в процессе реализации профориентации».

Организаторы мероприятия: МБОУ "Северская гимназия", Парк ИОП ТГПУ, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ СПР) при экспертной поддержке Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ.

В рамках научно-методического семинара были рассмотрены результаты взаимодействия Научно-исследовательской лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП ИРПО ТГПУ с коллективом МБОУ "Северская гимназия" (экспериментальная площадка Парка ИОП), направленной на развитие системы работы с проектами и исследованиями обучающихся с целью реализации ими профильного и профессионального самоопределения.

«В современном мире большую актуальность приобретает вопрос формирования успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям, – комментирует Светлана Высоцкая, директор МБОУ "Северская гимназия". – Поэтому развивать способность личности к познанию, труду, успешной социализации и адаптации – задача школы и педагогов. Подготовить ребенка к обоснованному выбору профессии ставит перед педагогом задачей овладевание современными образовательными и профориентационными технологиями».

В 2022 г. Наталия Семенова, канд. пед. наук, директор ИРПО, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП и координатор направления «Научно-методическая поддержка развития проектной и исследовательской культуры педагога и обучающихся» в НМЦ СПР, провела первый этап стратегической сессии в Северской гимназии. По итогам этого этапа были определены четыре направления для дальнейшей научно-исследовательской и стратегической работы и сформированы творческие группы из педагогов и руководителей Северской гимназии.

На семинаре, который прошёл 16 февраля 2023 г. экспертам ИРПО, НМЦ СПР и педагогического кванториума были представлены результаты групповой работы по следующим направлениям:

  1. Диагностика уровня сформированности профориентационных представлений обучающихся разного возраста;
  2. Диагностика по уровню сформированности проектных и исследовательских умений обучающихся;
  3. Выстраивание единой сквозной программы/модуля, который будет реализовываться в существующих программах для начальной школы с учётом определенных требований;
  4. Разработка актуальной модели профориентации обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность.

«Коллектив МБОУ «Северская гимназия» в данный момент работает над созданием образовательного пространства гимназии с целью реализации задач обновленных ФГОС, в том числе, над вопросами профильного и профессионального самоопределения обучающихся. – поделилась Кира Кручинина, заместитель директора по методической работе МБОУ «Северская гимназия». – Эксперты педагогического университета, осуществляют научно-методическое сопровождение, помогают учителям школы находить смыслы, анализировать процессы, выстраивать педагогические маршруты, создавать обновленное видение перспектив развития гимназии в целом и, как следствие, – формулировать перспективы развития современной школы».

Эксперты ТГПУ в завершении семинара дали следующие рекомендации, которые будут учтены в дальнейшей научно-исследовательской работе экспериментальной площадки Парка ИОП.

Семенова Наталия, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП, координатор НМЦ СПР, отметила перспективы работы с экспериментальной площадкой: «В первую очередь такое взаимодействие позволяет увидеть весь спектр исследовательских и практических проблем в работе. А также правильно выстроить алгоритм для дальнейших исследований».

Поздеева Светлана, д. пед. н., профессор, зав. лаб. метаметодики Парка инновационных образовательных практик: «Очень хорошо, что педагоги разделись на рабочие группы – каждая со своим участком работы, но также необходимо общее пространство работы, чтобы сохранялись общие интересы и ценности. Важно договориться о том, какой набор умений для каждой возрастной ступени планируется формировать через проектную и исследовательскую деятельность чтобы проводить более эффективную диагностику».

Глухов Андрей, к. филос. н., зав. лаб. киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП:  «Проектная и исследовательская деятельность требует не только предметных знаний, но и тренировки soft skills – «гибких навыков», которые в будущем, наряду с предметными навыками, понадобятся школьникам и студентам для достижения успеха . Поэтому важно активно включать проектную и исследовательскую деятельность в учебный процесс на уроках, через использование активных технологий, цифровых образовательных ресурсов, создание команд для работы в разных направлениях. Также данный вид работы является эффективным способом решения проблем профориентационного самоопределения школьников, поскольку позволяет им оценить свои сильные/слабые стороны в будущей профессии».

Камнева Ольга, директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, мл. науч. сотр. Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП: «В технологическом направлении проектной и исследовательской деятельности школьников всё чаще используются цифровые инструменты управления и разработки проектов, что требует дополнительной подготовки педагогов. Данную задачу можно решать с помощью средств инновационной образовательной инфраструктуры Педагогического технопарка "Кванториум" им. Б. И. Вершинина ТГПУ».

Куровская Лариса, к.б.н., руководитель Парка ИОП, директор НМС ПР: «Минпросвещения России уделяет много внимания выстраиванию эффективного взаимодействия субъектов научно-методической деятельности в рамках Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Совместная работа ТГПУ с коллективом Северской гимназии является примером успешной научно-методической работы школы и педагогического вуза».

 
DSC01187
 

16 февраля сотрудники кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ, Научно-методического центра сопровождения педагогических работников и Парка ИОП ИРПО ТГПУ провели ежегодную Всероссийскую (с международным участием) научно-практическую конференцию «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом». 300 специалистов обсудили актуальные проблемные вопросы дефектологической науки и поделились своим профессиональным опытом.

Участники присоединились к научному событию как очно, так и в онлайн-формате. С приветственным словом к ним обратилась заведующая лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП Наталия Мёдова: «В этом году Томская область отмечает юбилей логопедической службы, 15-17 февраля в Томске проходят мероприятия, посвященные этому знаменательному событию. Я бы хотела поблагодарить всех специалистов, которые приняли приглашения к участию в конференции и согласились поделиться своими знаниями и опытом».

Кроме постоянных участников из разных городов России (Томск, Кемерово, Москва, Ачинск, Краснодар, Сургут, Нижневартовск и других) и Беларуси, участие в конференции приняли эксперты из Нидерландов.

В ходе работы обсуждались проблемы использования ресурсов новых специальных учебно-методических комплектов и пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика организации и содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях и школах РФ, способы вовлечения родителей детей с ОВЗ и взаимодействие с ними в коррекционно-образовательном процессе, использование современных подходов к формированию речи детей с разными нозологиями, наставничество в учреждениях для детей с ОВЗ, профессиональное самоопределение лиц с нарушениями слуха и др.

Так, на секции «Современные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» были предложены методические пути решения проблем в реализации содержания образования для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях и школах РФ.

На секции «Наставничество в области организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием элементов цифровой образовательной среды» были рассмотрены IT-возможности для инклюзивного образования в условиях экономических ограничений. Среди них организация цифровизации инклюзивного процесса с использованием ассистивных технологий, роль педагога-наставника в области организации сопровождения детей с ОВЗ с использованием элементов цифровой образовательной среды и др.

В формате дискуссионной площадки «Междисциплинарный подход. Права и обязанности специалистов в рамках сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» прошла встреча представителей образовательных организаций дошкольного и школьного образования и психолого-медико-педагогической комиссии.

Спикеры площадки акцентировали на том, что новое образование должно быть погружено в культуру информационной открытости. Необходимы актуальные разработки методологических и теоретических оснований включения в практику технологий качественного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Кроме того, требуется усилить качество подготовки и переподготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения.

За круглым столом «Выявление образовательного потенциала обучающихся с РАС и организация преемственности между детским садом и школой» было определено поле проблем и предположены пути их решения в организации преемственности между детским садом и школой.

Все предложения, поступившие от участников конференции, направлены на усиление методического и дидактического сопровождения специалистов практиков, привлечение к дискуссиям неврологов, проведение совместных диагностических и методических семинаров.

DSC01069 DSC01095 DSC01107 DSC01144

Семинар ко Дню Науки 2
 
Приглашаем принять участие во Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом», которая состоится 16 февраля 2023 года.
 
  • Начало13.00 (местное время).
  • Место проведения: ТГПУ, пр-т Комсомольский 75.

В рамках конференции предусмотрены следующие научно практические мероприятия:

  1. Круглый стол «Выявление образовательного потенциала обучающихся с РАС и организация преемственности между детским садом и школой».
  2. Круглый стол «Возможности и применение использования современных технологий в сочетании с традиционным подходом в логопедии»
 

Подробная информация в программе конференции.

No8RN9p4WSawdhyX zxz 1IzwS3L8JuZNJhSoZY7 ykDUdiBaGfXxeJAa1rx5RH7kC6yp9Dx2FPfexw1D lo3AdA
 

16-17 февраля 2023 года состоится Всероссийская (с международным участием) научно-практической конференция «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом».

Принять участие в конференции приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистров, аспирантов. Целью конференции является поиск новых путей, ресурсов, методов и форм организации профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи. В рамках конференции планируется проведение пленарного заседания, секций, круглого стола, практикумов, мастер-классов, тренингов, открытых лекций, а также фестиваля настольных игр и киноклуба.

Заявки на участие в конференции:

▪ очное участие с докладом / мастер-классом / тренингом / стендовой презентацией – до 06 февраля на эл. почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;

▪ очное / онлайн участие без доклада – до 13 февраля посредством заполнения гугл-формы.

Координатор конференции: Людмила Сергеевна Демина, к.пед.н., доцент кафедры социальной педагогики ФПСО. Тел.: 8-960-969-46-50, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

18 февраля 2023 г. в 10:00 ч. в рамках конференции пройдет цикл мастер-классов.

Режим проведения – очно.

Время проведения – 18 февраля 2023 г. с 10:00 до 13:00 (регистрация с 09:30).

Место проведения   г. Томск, ул. Комсомольский 75, 229 ауд., 253 ауд.

Условия участия в мастер-классах – Для участия необходимо зарегистрироваться
до 16 февраля 2023 г. по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdEyYZDncBKgekQk9p3sDI8hFJM2tMSWiCMpW5Dj9Ruo93mFA/viewform?usp=sf_link

Подробная информация:

Информационное письмо
Программа мастер-классов

 
419dac40 7659 475d 9547 201cfad5f896
 

С 2021 года в школах Томского района проводятся уроки изобразительного искусства по авторской программе Александра Сайбединова, Народного учителя Российской Федерации, заведующего научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования ТГПУ. Дети 1 и 2 классов изучают тонкости ИЗО по учебникам А. Сайбединова, выпущенным издательством «Просвещение».

В ТГПУ были проведены курсы повышения квалификации с последующим научно-методическим сопровождением для педагогов, работающих по новым учебникам. Сотрудники лаборатории эмоционального образования на основе анализа обратной связи от педагогов и мониторинга результатов их работы исследуют эффективность внедрения концепции.

В очном и заочном форматах в течении года педагоги обсуждают текущие темы и присылают для виртуальной галереи лучшие работы. На сайте Губернаторского Светленского лицея преподаватели выставляют работы своих воспитанников. Сейчас опубликовано более 100 рисунков.

1 февраля состоялась видео-конференция, в которой приняли участие более 25 преподавателей Томского района, где на основании предоставленных педагогами работ состоялся анализ ошибок детских рисунков. Это позволит скорректировать методику преподавания.

Научно-исследовательская лаборатория эмоционального образования активно занимается распространением концепции не только в Томской области, но и за его пределами.

25 января в газете «Томское Предместье» Валерия Золотухина вышел материал про методику Александра Геннадьевича:

«Эмоциональное образование – это эволюционный и мягкий переход от губительной на сегодня модели политехнического образования к модели, где главным приоритетом является качество человека как носителя этих знаний. Когда мы говорим об эмоциональном образовании, мы точно понимаем, что говорим о сохранении человека, его эмоционального статуса, о сохранении человечества, – считает Александр Сайбединов.

В учебном плане Губернаторского Светленского лицея введено до 20 % уроков художественно-эстетического цикла (в обычной школе подобных предметов обычно не больше 5 %) по авторским программам Александра Сайбединова – модель эмоционального образования построена на принципе изменения содержания образования. Школы Томского района, по словам специалистов районного управления образования, еще в самом начале пути. Это непростой вопрос. Встроить в стандартный учебный процесс, который складывался годами, инновационную систему – значит основательно поменять многое в нем. И, конечно, важно подготовить педагогов к работе. Без этого условия модель эмоционального образования не сможет активироваться, прижиться. 

По словам Татьяны Герасименко, координатора проекта по распространению педагогического опыта Александра Сайбединова, с 2021 года под эгидой ТГПУ, при активном участии педагогов-новаторов Губернаторского Светленского лицея, а также сотрудников научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка иновационных образовательных практик педагогического университета, для учителей проводятся занятия по программе «Теория и методика преподавания изобразительного искусства 1-4-х классов в концепции эмоционального образования». Педагогические кадры Томского района успешно их осваивают. Апробация учебных пособий (сейчас в рамках проекта готовится учебник для третьего класса, его предполагается издать к сентябрю 2023 года) проходит при участии автора, с методическим сопровождением и мониторингом. На сайте Губернаторского Светленского лицея постоянно с открытым голосованием выставляются лучшие рисунки ребятишек. А вообще, все работы хороши, как и все дети талантливы – так считает народный учитель. 

Обучающие курсы в ТГПУ носят и теоретический, и прикладной характер. Педагоги на практических занятиях осваивают новые техники изобразительного искусства, чтобы на своих уроках с детьми более эффективно проводить занятия. По словам самих учителей, полученные знания помогают им в работе. – Мой педагогический стаж составляет 35 лет. Считаю, передовой опыт наших коллег внедрять в образовательных учреждениях нужно, – поделилась Елена Латыголец, педагог начальных классов Рассветовской школы Томского района, Отличник просвещения РФ. – С большим интересом поработала на обучающих курсах по освоению концепции эмоционального образования А.Г. Сайбединова. Они включали теорию и прикладную часть. В процессе пришло вдохновение, возможно, открылись дремавшие во мне способности. Я начала рисовать сама и «заразила» своей увлеченностью детей. Им интересно работать на уроке ИЗО, многие делают заметные успехи. Родители в подавляющем большинстве поддерживают новую модель образования. Творчество помогает глубже раскрыть личность ребенка, его потенциал, что крайне важно в воспитании. Думаю, за эмоциональным образованием будущее. 

Мнение умудренного опытом педагога созвучно с мнением автора модели эмоционального образования. «Важно не только качество знаний, но и качество человека как носителя знаний», – твердо убежден Александр Сайбединов. Трудно с этим не согласиться».

Полный текст статьи можно прочитать по ссылке: http://predmestietomsk.ru/archive.html?news-name=4792

 

ccd6c1f1 a117 4105 b1a4 e43541c3955f

29.12 Мёдова
 

Парк инновационных образовательных практик продолжает серию научно-методических семинаров, где обсуждаются направления и содержание работ научно-исследовательских лабораторий Парка ИОП.

29 декабря 2022 года прошел семинар лаборатории инклюзивного образования, на котором Наталия Мёдова, руководитель лаборатории, учитель-дефектолог высшей категории, кандидат педагогических наук, рассказала о взаимодействии лаборатории с Казанским федеральным университетом и экспериментальными площадками Парка ИОП, представив результаты работы по теме: «Выявление взаимосвязи образовательного и поведенческого потенциала дошкольников с РАС с целью результативного обучения и социализации».

Задача эксперимента – выявление образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для составления индивидуальной образовательной программы.

В ходе эксперимента были затронуты все образовательные области, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и реализуются в дошкольной образовательной организации. Также был разработан диагностический инструментарий по оценке коммуникации и познавательной деятельности дошкольников, который уже запущен в образовательных учреждениях.

Наталия Мёдова обозначила проблему дефицита дефектологов в системе сопровождения и отметила, что на сегодняшний день нехватка кадров является стабильной и влияет на развитие качественной профессиональной работы с детьми с расстройством. Поэтому есть необходимость в регулярном проведении курсов повышения квалификации в рамках которых преподаватели и ученые-дефектологи смогут осуществлять трансфер актуальных и эффективных технологий и приёмов сопровождения детей с расстройствами различной направленности. К примеру, изучение жестового языка может служить детям с РАС инструментом альтернативной коммуникации, а изучение тифлопедагогики необходимо для работы с незрячими или слабовидящими детьми с РАС. Такой подход позволяет выпустить многофункциональных специалистов, готовых к работе с детьми с различными нарушениями развития.

Данная работа ведется в рамках экспериментальной работы лаборатории, цель которой выявление дефицитов педагогов и поиск универсальных компетенций с целью создания методической помощи работникам на их рабочих местах. Чтобы в ходе различных образовательных мероприятий педагоги совершенствовали навыки разработки программ и сформировали универсальные компетенции по работе с детьми с РАС.

В дискуссии приняли участие сотрудники всех научно-исследовательских лабораторий Парка инновационных образовательных практик. В результаты были предложены дополнительные интересные подходы и решения, которые планируется апробировать сотрудниками лаборатории в работе с экспериментальными площадками Парка ИОП ТГПУ.

 

IMG 0235 

IMG 0230

Логопед тур1
 

Завершился студенческий конкурс «Логопедический турнир» (далее Конкурс), который организовала Смалёха Екатерина, младший научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования. Целью конкурса было совершенствование профессиональной подготовки и активизация личностного и творческого потенциала будущих специалистов в области логопедии, стимулирование интереса к педагогической деятельности.

Конкурс состоял из трех этапов. По результатам отборочного тура 16 студентов, которые набрали наибольшее количество баллов, прошли в полуфинал конкурса. В полуфинале участникам были предложены вопросы из сферы логопедии. Участники, набравшие наибольшее количество баллов прошли в финал, где представили мастер-класс по выпавшей (случайным образом) тематике.

Для достижения максимальной объективности в процессе проверки заданий был определен состав экспертов: Артюшенко Наталья (к.п.н. доцент кафедры дефектологии), Филимонова Елена (ст. преподаватель кафедры дефектологии), Гордеева Наталья (учитель-логопед МАДОУ №99, наставник студентов экспериментальной площадки Парка ИОП), Ростова Татьяна (учитель-логопед МАДОУ №1, наставник студентов экспериментальной площадки Парка ИОП).

Опрос участников Конкурса, выявил, что данное мероприятие является интересным видом работы для студентов, а также поддержали идею о проведении «Логопедического турнира» ежегодно.

«Очень понравилось мероприятие! Благодаря различным заданиям освежается ранее пройденный материал, развиваются навыки выступления перед слушателями. Было интересно принимать участие! С удовольствием поучаствовала бы еще, но уже выпускной курс», – делятся впечатлением студенты.

Организаторы в свою очередь, отметили, что Конкурс для студентов стимулирует желание развиваться в будущей профессии и даёт возможность реализовать творческий и профессиональный потенциал в необычной форме.

 

Логопед тур2 

Логопед тур3

 
Конф 16 17 дек 1
 

В Томском педуниверситете для педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного, профессионального образования, магистрантов и аспирантов прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды». Ее организаторами выступили сотрудники Парка инновационных образовательных практик ИРПО, Института детства и артпедагогики и Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ.

Начало конференции положило пленарное заседание, открыла которое проректор по научной работе ТГПУ Елена Полева:

«Тема проектной деятельности обучающихся является актуальной и важной, и я рада, что в ТГПУ проходит конференция, на которой эксперты представляют свой опыт. Проектное мышление не только играет значительную роль в образовании, но и помогает понять нам, чего мы хотим добиться от повседневной жизни, какие для этого нужны ресурсы. И прежде, чем учить детей проектной деятельности, мы сами должны уметь применять ее в разных аспектах жизни».

По мнению заведующей НИ лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании, директора ИРПО ТГПУ Наталии Семеновой, проектная и исследовательская деятельность переживает новый этап в своей реализации. Это связано с созданием в образовательных учреждениях новых образовательных сред, в том числе и цифровых. Такие проекты, как «Точка роста», «Цифровая школа» позволяют установить как в садах, так и в школах новейшее оборудование, открывающее возможность подрастающему поколению самостоятельно получать и изучать информацию. Однако для организации эффективной совместной проектной деятельности с учеником педагогу необходимо уметь выстраивать правильную коммуникацию и применять инновационные подходы.

Для этого в Парке инновационных образовательных практик ТГПУ функционирует Лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании, где идет исследовательская работа на двух областных экспериментальных площадках в городах Северск и Томск. Кроме того, на базе университета педагогами Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ведется деятельность по развитию проектной и исследовательской деятельности среди студентов и школьников. Кроме того, 14 декабря прошло торжественное открытие Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ, который станет площадкой для совместной работы педагогов, студентов и школьников.

В ходе пленара первый доклад «Вовлеченность детей в совместную исследовательскую деятельность как проблема образовательной практики» представила профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, зав. НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ Светлана Поздеева. Спикер изложила преимущества исследовательской деятельности учащихся, в которые входят ресурсность в плане достижения всех видов образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных; развитие навыков критического мышления; расширение знаний в предметной сфере; накопление и обогащение образовательным опытом.

О развитии универсальных умений будущих и работающих педагогов в процессе проектной и исследовательской деятельности говорила с коллегами доцент, зав. кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета Юлия Дроботенко.

«Современную образовательную реальность сегодня все чаще характеризуют как сложную и постоянно дифференцирующуюся под влиянием таких процессов, как цифровизация и коммерциализация образования, – начала выступление Юлия Борисовна. – Эти очень интенсивные процессы приводят к тому, что современный учитель должен уметь работать в ситуации с избытком информации. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учителя становится все более востребованной».

По мнению выступающей, для развития универсальных умений будущие и действующие педагоги должны практиковаться в выстраивании аналогий и гипотез, учиться обосновывать собственную позицию, владеть умениями организации обратной связи, использовать различные нарративные техники, изучать цифровой след обучающегося и проводить самоисследования. Все эти техники и приемы помогут педагогу подойти к процессу проектной и исследовательской деятельности с более экспертной точки зрения.

Последним докладом пленарного заседания стало сообщение «Цифровая образовательная среда: новые возможности для организации проектной и исследовательской деятельности» директора Института развития педагогического образования ТГПУ, заведующей НИ лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП Наталии Семеновой. Сначала спикер дала термин «Новая нормальность», обозначающий события, которые пришли в ситуации неоднозначности. В педагогической деятельности двумя частями новой нормальности стали исследовательская и проектная деятельность в образовании и цифровая образовательная среда.

Главными составляющими современной исследовательской и проектной деятельности в образовании являются сами исследования и проект на всех образовательных уровнях; педагог, выступающий проектировщиком, исследователем и организатором; базовые компетенции ФГОС и проект «Школа Минпросвещения России: проектная и исследовательская деятельность». В цифровую образовательную среду входят вынужденное освоение цифрового образования в период пандемии, работа с ресурсами и образовательными платформами, развитие дистанционных форматов коммуникации и киберсоциализация.

Чтобы разобраться в вопросе «Цифровая среда – хорошая возможность проводить проектную и исследовательскую работу или тормоз для продуктивной деятельности?» участники конференции распределились для взаимодействия в рамках секций. Темами заседаний стали «Инновационные подходы и практики организации проектной и исследовательской деятельности школьников», «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся: ресурсы деятельностного и компетентностного подходов», «Эффективные практики вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность», «Потенциал проектной и исследовательской деятельности для развития дошкольников», «Опыт организации в проектной и исследовательской деятельности дошкольников», «Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности студентов».

Записи работы секций:

Пленарное заседание и работа секции 1 Инновационные походы и практики организации проектной и исследовательской деятельности школьников (1 секция начинается с 54:14 минуты)  https://bbb6.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/6722920273c181eacba2814221f1ff79378b8b50-1671169672214

Секция 2. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся: ресурсы деятельностного и компетентностного подходов

https://bbb4.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/066d3725569f8eb1abe77126cc27fa4d325097ca-1671176486271

Секция 3. Эффективные практики вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность

https://bbb2.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/28cfb9017ae31a550d46fe6575629c8a46b92d30-1671173449776

Секция 4. Потенциал проектной и исследовательской деятельности для развития дошкольников

https://bbb8.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/eb6b50cc5d807721b5968aedcd685cf6135ec97e-1671179676147

https://bbb5.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/eb6b50cc5d807721b5968aedcd685cf6135ec97e-1671176075522

Секция 6. Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности студентов

https://bbb8.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/772cdfa2939501e3a8bf14556279c5aa7e0f9300-1671256066244 

Конф 16 17 дек 2 Конф 16 17 дек 3 Конф 16 17 дек 4 Конф 16 17 дек 5

  1. Приглашаем принять участие в конференции и мастер-классах
  2. Итоги регионального конкурса «Актуальные практики профилактики радикализма среди обучающихся образовательных организаций»
  3. «Зачем нужна метаметодика?»: Всероссийская лекция профессора ТГПУ в рамках проекта «Новая дидактика»
  4. III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды»
  5. В ТГПУ обсудили концепты и кейсы обновления практик педагогического образования в профильных вузах
  6. Вебинар «Метаметодика как направление в обновлении преподавания дидактики и методических дисциплин в педагогическом вузе»
  7. Ученые Парка ИОП провели круглый стол по вопросам формирования образовательного потенциала у детей с РАС
  8. Семинар-практикум «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ с помощью цифровой образовательной среды»
  9. Круглый стол «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» в Воскресной школе Петропавловского собора
  10. Первый томский форум «Преобразование образования»

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск