Новости

Что такое престиж профессии? Из чего он складывается, от чего зависит и кто его формирует? Кто заинтересован в том, чтобы профессия учителя была престижной? Зачем и как поднять престиж педагогической профессии?

На эти и другие вопросы отвечали 5 команд из студентов, воспитателей и педагогов в рамках стратегической сессии «Время решать: как поднять престиж педагогической профессии?», которая состоялась 4 октября 2023 года в числе мероприятий Педагогического фестиваля ПедФест.

Ведущая мероприятия, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ и директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Лариса Куровская, рассказала участникам о формате и задачах стратегической сессии.

Эффективность работы групп обеспечила команда модераторов :

▪ кандидат педагогических наук Ольга Лингевич (ИРПО ТГПУ);

▪ кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и музеологии Института искусств и культуры ТГУ, Анна Бокова;

▪ руководитель Центра раннего развития МАОУ «Томский Хобби-центр», педагог дополнительного образования, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАОУ «Томский Хобби-центр», Светлана Шумилова;

▪ методист, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАДОУ №44 г. Томска, Анна Шелкунова;

▪ старший воспитатель, методист, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАДОУ №53 г. Томска, Екатерина Беленкова.

«Для глубокой проработки команды определили пять главных, по их мнению, факторов, влияющих на престиж профессии: государство, финансовый фактор, условия труда, признание, возможность самореализации и карьерного роста. Также прописали трансформационные механизмы внутри каждого фактора, конкретные шаги, необходимые ресурсы, риски и пути их преодоления. Порадовала искренняя вовлеченность участников в процесс работы, готовность вместе проектировать будущее и воплощать намеченные шаги в жизнь», – охарактеризовала уровень командной работы Лариса Куровская.

Участники мероприятия затронули важные вопросы по реструктуризации образовательной системы, дефициту кадров в сфере образования; обсудили актуальность таких профессий как «специалист по работе с родителями» и «педагог-инфлюенсер».

«Стратегическая сессия – очень полезное мероприятие, в ходе которого возможен обмен мнениями между всеми участниками в неформальной обстановке. Опытные коллеги, представители образовательных организаций, руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений делятся своими мнениями со студентами, начинающими педагогами-учителями. Было очень интересно услышать будущих учителей о видении профессии педагога, о будущем коллективе, как они его представляют: отзывчивый, дружный, всегда готов оказать поддержку», – поделилась мнением Екатерина Беленкова, старший воспитатель МАДОУ №53.

Закончилась сессия подведением итогов и награждением подарочными сертификатами.

 WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_1.jpeg
 WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_2.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_3.jpeg

В рамках педагогического фестиваля ПедФест, проходящего в ТГПУ и реализации совместного проекта зеркальных лабораторий (вместе с лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ), направленного на исследование искусственного интеллекта в образовании, руководитель научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Андрей Глухов провел мастер-класс со студентами ТГПУ и всеми желающими, посвященный вариантам использования генеративных нейросетей на основе ИИ в организации учебного процесса и, шире, в работе педагога.

Слушатели познакомились с общими принципами работы генеративных нейросетей, их типами и программными сервисами. Узнать более подробно, как можно использовать семантические нейросети (в том, числе YandexGPT) для работы с разнообразием и включения всех учеников в образовательный процесс, управления поведением в классе и поддержания дисциплины, развития адаптивных методов обучения и взаимодействия с родителями, а также обеспечения открытой коммуникации.

Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений были представлены отдельные кейсы организации игровой деятельности через разработку игровых сценариев и планирования детского питания с написанием здорового меню на основе запросов к чату GPT. Участники мастер-класса сами генерировали запросы для визуальной нейросети Кандинский 2.2. с целью создания иллюстраций к русским пословицам и поговоркам.

В заключение, слушателям был презентован онлайн-курс «Кибербезопасность детей и подростков», снятый с цифровыми двойниками преподавателей-разработчиков курса (членов лаборатории КФЦОС). Проведенный мастер-класс заставил задуматься слушателей о коллаборации учителя с искусственным интеллектом, будущем педагогической профессии и вариантах использования искусственного для формирования естественного интеллекта обучающихся.

ИИ_в_образовании.jpg

Уважаемые коллеги, поздравляем Вас с днём учителя и желаем успехов. Пусть работа приносит плоды и удовольствие, а новые задачи вдохновляют!
 
WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.45.16.jpeg

3 октября 2023 года Парк инновационных образовательных практик и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ организавали и провели проектный семинар «Упаковка инновационных образовательных практик» для педагогов образовательных организаций.

Ведущей выступила Лариса Куровская, канд. биол. наук, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ.

Для участия в семинаре были приглашены педагоги дополнительного, общего и дошкольного образования. На семинаре участникам рассказали, что такое инновации, чем они отличаются от других понятий. Рассказали о том, что является результатом инновационного проекта и для кого он создаётся. А также познакомили участников со спецификой упаковки инновационных образовательных практик.

«У многих педагогов есть свои проекты, но не все видят их уникальность, умеют преподнести это как инновационный проект, т.е. содержательно, с чёткой подсветкой того, что уникально, что имеет научную обоснованность и практическую значимость, – говорит Лариса Куровская. – Сегодня мы с педагогами будем учиться «высвечивать» инновационность и уникальность их проектов».

Участники представили свои идеи и проекты, обсудили возможности их реализации. С помощью представленной методики «упаковки» участники смогли структурировать свои идеи для представления в сети интернет и на выставках.

 WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.12_1.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.12.jpeg
 WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.11.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.10.jpeg

28 сентября 2023 года сотрудники ТГПУ в рамках национального проекта «Образование» посетили экскурсионную программу «Деятельность центров»: «Точка роста», «Доброшкола» и «IТ-куб», познакомившись с инновационными пространствами города.
Педагоги факультетов и работники Отдела планирования и организации учебного процесса узнали о работе Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в СОШ №22, познакомились с практиками, реализуемыми в рамках проекта «Доброшкола» в МБОУ ООШ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья №39, и побывали в Центре цифрового образования детей «IT-Cube» в МАОУ «Томский Хобби-центр».
В ходе общения с педагогами и учениками образовательных организаций представители ТГПУ смогли не только зафиксировать успешные практики, но и сгенерировать идеи возможного сотрудничества. Сотрудники ТГПУ увидели возможности расширения потенциала Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, а также необычного задействования других структур вуза.
 
WhatsApp_Image_2023-09-28_at_15.26.26.jpegWhatsApp_Image_2023-09-28_at_16.39.06.jpeg

20 сентября 2023 года на площадке Технопарка ТГПУ прошло второе заседание регионального научно-методического объединения (РУМО). Была представлена презентация лучших практик организации, работы с образовательными организациями, педагогическими работниками и управленческими кадрами в муниципалитетах Томской области.

Директор ИРПО ТГПУ, эксперт проекта создания единой федеральной системы (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Наталия Семенова обратилась к участникам с приветственным словом:

«Встреча с представителями образовательного сообщества региона и совместное подведение промежуточных итогов Года педагога и наставника являются важными мероприятиями для Томского педагогического университета, так как выстраивание новых тесных связей, новых планов и перспектив развития помогает улучшать практику преподавания и исследований в вузе».

Участники заседания продемонстрировали успешные практики. Такие как: Создание муниципального методического совета, стажировочных площадок, муниципального методического актива, клуба молодых и малоопытных педагогов, методического десанта, мастер-классы от лауреатов и победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», реализация проекта «Наставничество».

Директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ Лариса Куровская рассказала о роли педагогического университета в развитии педагогов и образовательных инноваций:

«В Год педагога и наставника в ТГПУ прошло много значимых и масштабных мероприятий: форумы, конференции, фестивали. Все подразделения вуза приняли активное участие, так как значение университета состоит не только в подготовке кадров, но и в проведении научных исследований, разработке новых образовательных технологий и продуктов, а также научно-методическом сопровождении педагогов. Инновации в образовании – это сочетание науки и практики. Без внедрения в практику научные педагогические исследования теряют свою значимость, а практика без научного осмысления и анализа ограничивает развитие образования».

Проект создания единой федеральной системы (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров стал одним из успешных опытов ТГПУ в практике организации работы с образовательными организациями, педагогическими работниками и управленческими кадрами – одна из масштабных инициатив Минпросвещения РФ, Академии Минпросвещения РФ. ТГПУ стал одним из 13 педагогических вузов, реализующий ЕФС. В рамках проекта эксперты университета курируют пять территорий: Томская область, Красноярский край, Иркутская область, Донецкая народная республика, Херсонская область.

Также участники заседания отметили важность проводимых в области и России конкурсных проектов, в которых принимают участие образовательные организации: Всероссийская онлайн-акция «Спасибо, учитель», Всероссийский конкурс «Учитель года», Межрегиональный конкурс «Медиапедагог года», Региональный конкурс «Учитель – методист», «PROдвижение к вершинам мастерства», Областной конкурс «Лидер в образовании», семинар-стажировка для молодых педагогов в ТФТЛ, Муниципальный фестиваль открытых проб «Педагогический дебют», Форум «Август-PRO» и др.

Заседание завершилось выступлением ректора ТОИПКРО Оксаны Замятиной. Она рассказала о мероприятиях, реализованных в Томской области в рамках Года педагога и наставника в 2023 году. Ключевыми стали торжественная церемония открытия Года педагога и наставника, встреча Губернатора ТО с участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России», конкурс грантов на развитие системы образования ТО.

 

Уважаемые преподаватели, педагоги-исследователи и педагоги экспериментальных площадок Парка ИОП. Поздравляем Вас с днём знаний и желаем успехов в создании и распространении новых знаний и образовательных технологий.
1 сентября
На форуме Август.PRO обсудили форматы взаимодействия педагогического университета с образовательными организациями

21 августа 2023 года в рамках образовательного форума «Август.PRO: Год педагога и наставника» прошёл круглый стол по теме «Форматы взаимодействия ТГПУ и образовательных организаций».

Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования (далее – Парк ИОП ИРПО), директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ) выступила модератором Круглого стола.

9 спикеров Круглого стола представили разные форматы коллаборации педуниверситета с педагогами и руководителями образовательных организаций. Всего в Круглом столе приняли участие около 30 человек.

Своим опытом и идеями по развитию коллаборации поделились руководители МАУ ЗАТО Северск "РЦО", и подразделений ТГПУ: Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, Центра поддержки семьи, Управления профессиональной ориентации и карьерного развития, Института детства и артпедагогики, Факультета психологии и специального образования, Технолого-экономического факультета и Педагогического Кванториума .

В докладе «Институт развития педагогического образования и научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ: примеры успешной коллаборации с образовательными организациями» Лариса Куровская представила структуру и направления работы подразделений Института развития педагогического образования,  трёхлетний опыт взаимодействия Парка ИОП с экспериментальными площадками, созданными на базе образовательных организаций города Томска. Рассказала о том, как совместные инновационные разработки помогают будущим и действующим педагогам совершенствовать свои профессиональные компетенции.

«Взаимодействие «школы – вуз», «детские сады – вуз» способствует повышению качества как общего, так и профессионального образования, – прокомментировала Лариса Куровская. – Обмен лучшими практиками, трансфер результатов научных исследований в систему образования, грамотная организация проектно-исследовательской деятельности, обеспечение ранней профессиональной ориентации обучающихся, развитие социальной активности у студентов через профессиональные пробы, эффективное использование современного оборудования, инфраструктурных и кадровых ресурсов, а также другие направления коллаборации, – все это взаимно развивает образовательные организации всех уровней и содействует эффективной реализации задач Национального проекта «Образование».

Ещё одним из спикеров выступила Ольга Камнева директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ, м.н.с. Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и цифровой дидактики Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования.

 Она указала на то, что благодаря новому инновационному пространству появилась возможность преобразовать систему образования и обучить учеников цифровой, математической и научной грамотности на уровне международных стандартов с опорой на практику учебных исследований и проектов.

«Развитие инженерного образования является одной из приоритетных задач, которые на сегодняшний день стоят перед школами и центрами дополнительного образования, – пояснила Ольга Камнева. – Мы предлагаем образовательным организациям эффективно решать эту задачу в сотрудничестве через организацию сетевых мероприятий для педагогов, студентов и школьников».

 

Приглашаем бесплатно пройти курс "Кибербезопасность детей и подростков"

Парк инновационных образовательных практик приглашает педагогов и родителей бесплатно пройти курс "Кибербезопасность детей и подростков".

Исследовательский коллектив сотрудников Парка инновационных образовательных практик разрабатывает подходы и методики, которые будут поддерживать семьи и педагогов в области безопасности и благополучия детства. Среди важных аспектов обеспечения безопасности детей в современном мире особое внимание отводится вопросам защите психологического и социального благополучия детей при использовании сети Интернет. Поэтому в рамках одной из задач госзадания, направленной на просветительскую деятельность и информирование целевых аудиторий проекта (педагогов и родителей), инициативная группа исследователей из научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО ТГПУ – Глухов Андрей Петрович, Синогина Елена Станиславовна и Ломовская Софья Анатольевна – разработали и опубликовали онлайн-курс по кибербезопасности в формате МООК (массовый открытый онлайн-курс) на открытой платформе Томского педагогического – pedagog.tom.ru.

Курс по кибербезопасности рассчитан на две ключевые целевые аудитории: педагогов и родителей. Педагоги найдут здесь советы и рекомендации по организации безопасной обучающей среды в классе, а родители получат инструменты для эффективного курирования безопасности своих детей в семейном окружении. Инновационная «изюминка» курса – использование анимированных цифровых аватаров, созданных с использованием передовых технологий генеративных сетей. Виртуальные персонажи, созданные искусственным интеллектом, активно взаимодействуют с участниками обучающего процесса с помощью видеолекций, делая обучение увлекательным как для педагогов, так и для родителей.

Курс «Кибербезопасность детей и подростков» доступен на сайте pedagog.tom.ru по ссылке: https://pedagog.tom.ru/course/view.php?id=21

Проект выполнен в рамках государственного задания «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» (QZOY-2023-0004).

BPRH GvceYM 
 

Коллектив Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО совместно с Лабораторий инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ одержал победу в конкурсе партнерских проектов «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики с проектом «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации». ТГПУ стал единственным педагогическим университетом России, вошедшим в десятку победителей. Руководителем конкурсного проекта выступил заведующий лабораторией Андрей Петрович Глухов, в число исполнителей проекта от ТГПУ вошли директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, младший научный сотрудник лаборатории Ольга Сергеевна Камнева, аналитик Парка ИОП, младший научный сотрудник Ирина Геннадьевна Соломина, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ, младший научный сотрудник Елена Станиславовна Синогина, магистрант ТГПУ Анастасия Сергеевна Ли и лаборант кафедры безопасности жизнедеятельности ТЭФ Софья Анатольевна Ломовская.

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения является одной из наиболее приоритетных задач трансформации современной системы образования в России. От использования цифровых технологий ожидается целый ряд позитивных эффектов: персонализация и адаптация образования под обучающегося, снижение образовательного неравенства, повышение качества образования, развитие креативности и компетенций обучающихся, необходимых для успешного функционирования человека в условиях цифровой экономики.  

Конкурс «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ направлен на развитие внутрироссийских научных партнерств, а также оказание поддержки научным проектам, реализуемым научно-исследовательскими структурными подразделениями НИУ ВШЭ совместно с коллегами из российских университетов и научных центров.

В партнерстве с Лабораторией инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ научно-исследовательская лаборатория ТГПУ работает уже не первый год: с 2022 года сотрудники двух исследовательских подразделений реализуют совместный исследовательский проект при поддержке РНФ «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта».

Сегодня лаборатория КФЦОС Парка ИОП ИРПО активно работает над изучением встраивания ИИ в образовательный процесс. Ключевая задача представленного на конкурс проекта «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации» – описать, каким образом может трансформироваться система образования после внедрения цифровых технологий искусственного интеллекта, какая пересборка ждет учебный процесс и что поменяется в функционале профессиональных ролей и профессиональной идентичности учителей, а также в системе управления образовательными организациями.

«Искусственный интеллект в формате использования чата GPT, генеративных нейросетей (например, Кандинский 2.1. от Сбера), голосовых помощников и чат-ботов уже сейчас входит в нашу жизнь и трансформирует сферу профессиональных коммуникаций, в том числе образовательные коммуникации. Мы считаем, что  развитие ИИ может происходить гармонично, только если удастся создать комплементарное взаимодействие и взаимодополнительность искусственного и естественного интеллекта. Многие педагоги испытывают определенные страхи, связанные с угрозами профессиональной идентичности и постепенного вытеснения их из сферы профессиональной деятельности. Наша задача как исследователей и аналитиков – найти компромиссный способ эффективной коллаборации учителя и ИИ, когда вся автоматизируемая работа учебного процесса в области организации и проведения учебных занятий будет переложена на ИИ, а творческие функции, функции тьюторства, сопровождения, модерации коммуникации между учениками, мотивации обучающихся останутся за человеком, за педагогом, – говорит руководитель проекта А.П. Глухов. – Особо хочу выразить благодарность нашим коллегам из Лаборатории инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ, чей научный потенциал и активная исследовательская позиция позволили нам стать участниками данного партнерства».

Прикладная цель проекта связана с разработкой пакета общих и адресных рекомендаций для управленцев в различных сегментах образования, чтобы обеспечить бесшовное внедрение ИИ в учебный процесс, преодолеть цифровое сопротивление, найти эффективные форматы встраивания данной технологии для повышения качества образования.

Образовательная же цель совместного проекта предусматривает вовлечение в проектную научную деятельность студентов и аспирантов и их погружение в реализацию научного исследования полного цикла, в том числе через написание курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению исследования AIED. Итогом в дидактическом плане станет разработка теоретических и прикладных модулей образовательных программ с описанием вариантов использования искусственного интеллекта в образовании для студентов педагогических и непедагогических образовательных программ.

Работа над проектом запланирована на три года и включает три содержательные части. В первый год будет проводиться ряд социологических исследований, направленных на выявление практик цифрового сопротивления и степени готовности педагогического сообщества к внедрению технологий ИИ. Эксперты рассмотрят такие методы купирования профессиональных страхов, как разъяснительная работа, повышение квалификации в области ИИ, переструктурирование содержания профессиональных ролей, просвещенческие мероприятия.

Во второй год команде предстоит решить задачу по выявлению рамочных условий и ограничений внедрения ИИ в учебный процесс, изучить потенциал отдельных технологий, связанных с внедрением чат-ботов (чат GPT), экспертных систем, интеллектуальных наставников (Intelligent tutors), персонализированных систем и сред обучения (PLS/E), алгоритмов машинного обучения, генеративных нейросетей (GANs) и цифровых аватаров. По результатам данного этапа будет представлено описание новых принципов и технологий цифровой дидактики ИИ, вероятных  изменений учебного процесса за счет введения новых участников образовательного процесса в виде цифровых аватаров и интеллектуальных тьюторов.

Третий год включит исследование организационно-управленческих усилий и действий по реализации потенциала использования ИИ в системе образования. Сотрудники лаборатории предложат новые управленческие сценарии, чтобы эффективно трансформировать образовательные практики за счет внедрения передовых цифровых технологий ИИ. Завершением данной работы послужит разработанный пакет рекомендаций для педагогов по нахождению оптимальных практик комплементарной коллаборации искусственного и естественного интеллекта.

Для решения всех поставленных целей планируется реализовать полный цикл прикладного научно-исследовательского проекта с привлечением как профессионалов в области образования, так и молодых исследователей из числа аспирантов и магистрантов. На разных стадиях проекта будут последовательно разработаны инструменты измерения технологической готовности и принятия технологий искусственного интеллекта со стороны педагогов и обучающихся, алгоритмы трансформации учебного процесса и профессиональных ролей педагогов, а также банк организационно-управленческих практик по адаптации инноваций AIED.

  1. Заведующий лаборатории Эмоционального образования Александр Сайбединов: Трудовое воспитание в школах важно на фоне "инфантилизации" образования
  2. Научно-методическое сопровождение образовательных организаций: роль педагогических вузов
  3. В Северске обсудили вопросы коллаборации в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов
  4. Спикеры ТГПУ рассказали о проектах вуза на вебинаре академии Минпросвещения России
  5. Выставка «Учителями славится Россия» в честь Года педагога и наставника
  6. Сотрудники Парка ИОП разработали мобильное приложение «Справочник по кибербезопасности» для учителей общеобразовательных учреждений
  7. Особенности научно-методической работы Парка ИОП с образовательными организациями
  8. Дискуссия об инновационно-образовательном ландшафте Томской области
  9. Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций
  10. Научно-методический семинар НИ лаборатории педагогический измерений и качества образования Парка ИОП ТГПУ

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск