Новости

20221025 223312
 

25 педагогов школ Томской области прошли обучение на базе ТГПУ по программе «Теория и методика преподавания изобразительного искусства 1-4 классов в концепции Эмоционального образования». Занятия проводили сотрудники научно-исследовательской лаборатории Эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

Эта образовательная программа востребована и проводится уже второй год. Учителя начальных классов Томского района, прошедшие обучение в очно-заочном формате в прошлом году, сейчас ведут уроки ИЗО в 1 классе по авторской программе заведующего научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования – Александра Сайбединова. Первоклашки и учителя работают по новому учебнику. Апробация учебника проходит при поддержке автора, с методическим сопровождением и мониторингом рефлексии. На сайте Губернаторского Светленского лицея, экспериментальной площадки Парка ИОП, системно, с открытым голосованием, выставляются лучшие рисунки.

Отзывы педагогов, прошедших обучение:

Преподаватель Кафтанчиковской СОШ Нуждина В.П. отметила, что образовательная программа успешно решает следующие задачи:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
  • формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;
  • воспитание интереса и любви к искусству.

Курсы носили не только теоретический, но и прикладной характер. Начинающие педагоги на практических занятиях осваивали новые техники изобразительного искусства, чтобы на своих уроках с детьми более эффективно проводить занятия.

«Для меня, как для еще совсем молодого специалиста в данной области, курс очень полезен», - пишет Гурьянова Любовь Андреевна из Октябрьской СОШ.

Многие учителя отметили, что им было достаточно трудно, но в тоже время интересно на практических занятиях: «Конечно, не всё получалось с первого раза, но процесс рисования был очень увлекательным», – поделилась Мизюркина Тамара Анатольевна (Лицей им. Авдзейко).

Курсы проходили в удобном для преподавателей дистанционном формате: «Достаточно много интересного и доступного методического материала, которым можно воспользоваться в дальнейшем. Очень удобное расписание проведения курсов», – выразила благодарность Данченко Вера Ивановна, педагог Мирненской СОШ.

Преподаватели успешно прошли обучающие курсы. И в дальнейшем будут реализовывать полученные знания на своих уроках.

20221018 184143
 

В этом учебном году Парк инновационных образовательных практик запускает серию научно-методических семинаров, где будут обсуждаться направления и содержание работы научно-исследовательских лабораторий Парка ИОП.

«Научно-методические семинары позволят научным сотрудникам взглянуть со стороны на свою работу, активизировать или скорректировать направление исследовательской деятельности и ответить на вопросы, которые мы, возможно, сами себе не задаем. Хотелось бы чтобы каждая лаборатория выступила в подобном семинаре и представила свое направление работы», – прокомментировала Наталия Семенова, директор Института развития педагогического образования ТГПУ.

18 октября состоялся первый научно-методический семинар Парка ИОП. На семинаре научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории метаметодики, кандидат педагогических наук и учитель физики Сергей Колпаков представил проект «Школа педагога-исследователя».

Сергей Николаевич работает в данном направлении с 2003 года, когда школу педагога-исследователя инициировала Прозументова Галина Николаевна. На семинаре была представлена идея восстановить это исследовательское пространство становления авторской позиции в профессии. Организуя процесс воссоздания школы педагога-исследователя (ШПИ), предлагается в основу работы школы педагога исследователя положить процессы самоопределения и диалогизации.

Зачем нужна школа педагога-исследователя? Создание ШПИ – это деятельностное знакомство с образовательными практиками, место «встречи» образовательного опыта (молодые педагоги) и культуры (практики разных образовательных направлений) и воспроизводство инновационного режима школьной жизни через организацию сообщества педагогов и создание школы-лаборатории педагогического университета.

«Моя успешность в профессиональной деятельности обусловлена только одним фактором: я идентифицирую себя в первую очередь как педагог-исследователь, во вторую очередь – как учитель совместной деятельности, и только на третьем шаге я – учитель физики. И феномен построения для самого себя исследовательской задачи, и выход в проектирование исследовательского пространства – есть явленный эмпирический признак позиции педагога исследователя», – считает Сергей Колпаков.

DSC00970
 

13 октября состоялось заседание попечительского совета Губернаторского Светленского лицея – экспериментальной площадки Парка ИОП, с участием губернатора Томской области В.В. Мазура, председателем совета. Встреча прошла в новом здании на левом берегу Томи в Северном парке. В заседании также приняли участие ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, член попечительского совета, и советник при ректорате Л.Г. Смышляева.

В начале заседания глава региона поздравил директора лицея, заведующего лабораторией эмоционального образования Парка ИОП и Народного учителя России Александра Геннадьевича Сайбединова с включением в федеральный организационный комитет по проведению в России Года педагога и наставника. Состав оргкомитета утвердил премьер-министр России Михаил Мишустин. Также губернатор отметил необходимость внедрения уникальной модели эмоционального образования в Томской области и за ее пределами.

«Четверть века лицей внедряет уникальную модель эмоционального образования. Лицей имеет статус федеральной инновационной площадки Министерства просвещения. Работает лаборатория эмоционального образования в Томском государственном педагогическом университете. Я же хочу обратить ваше внимание на то, что мы должны заниматься не только экспортом нашей концепции эмоционального образования за пределы Томской области, но и развивать ее внутри региона», – подчеркнул Владимир Владимирович Мазур.

В своем выступлении ректор ТГПУ выразил слова признательности лично А.Г. Сайбединову и коллективу лицея за его огромный неустанный педагогический труд на благо развития системы образования Томской области. А.Н. Макаренко также отметил важность партнерства между университетом и лицеем.

«Взаимодействие между ТГПУ и Губернаторским лицеем – это и практика школьно-университетского партнерства, и пространство возможностей для развития педагогического образования в нашем регионе, что выступает ключевым фактором обеспечения высокого качества общего образования».

В речи следующего спикера от ТГПУ Л.Г. Смышляевой были обозначены основные векторы сотрудничества между лицеем и университетом: образовательные, исследовательские. Студенты университета проходят практику на базе двух лицеев: в поселке Светлом и микрорайоне Северный парк, после окончания вуза выпускники трудоустраиваются в данные образовательные учреждения. Тема эмоционального образования является актуальной и в научно-исследовательских проектах преподавателей и студентов ТГПУ, результаты совместной работы представлены на 12 крупных международных и российских научных мероприятиях.

Особо советник при ректорате подчеркнула необходимость системных решений по внедрению модели эмоционального образования в практики современного национального образования.

«Для более продуктивного распространения опыта эмоционального образования в образовательную систему усилий одной лаборатории недостаточно, нужны системные решения: от технологизации этого уникального школьного уклада до разработки отлаженных механизмов распространения и внедрения Концепции эмоционального образования в систему образования. На мой взгляд, время разработки соответствующей региональной программы наступило».

В конце выступления Л.Г. Смышляева сделала акцент, что в реализации системных решений по внедрению модели эмоционального образования ТГПУ выступит как ключевой партнер.

 

 

WhatsApp Image 2022 10 13 at 08.49.47 1

30 сентября в ТГПУ состоялся круглый стол «Роль педагогического ВУЗа в трансфере результатов научных исследований и разработок в образовательные практики» в рамках IV Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», организованного Южным федеральным университетом.

Форум посвящен Десятилетию науки и технологий. Форум стал одной из площадок обсуждения национальной системы высшего образования. Более 400 экспертов в сфере образования и психологии из России и стран ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в мероприятиях Форума.

В рамках дискуссии на круглом столе выступили 8 спикеров, представив различные позиции по обсуждаемому вопросу.

Семенова Наталья Альбертовна, директор института развития педагогического образования, описала опыт инфраструктурных изменений ТГПУ, способствующих повышению эффективности трансфера результатов педагогических исследований.

Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора ИРПО, показала возможности современной аспирантуры для передачи в практику результатов исследований.

Куровская Лариса Валерьевна, руководитель Парка инновационных образовательных практик (далее – Парк) и директор Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ, привела примеры трансфера в сферу образования результатов педагогических исследований и разработок по инклюзивному и эмоциональному образованию, проектной и исследовательской деятельности и другим направлениями работы лабораторий Парка.

Большой интерес вызвал доклад Червонного Михаила Александровича, директора центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования, о роли педагогического вуза в процессе передачи результатов исследований и разработок в практику.

Светлана Ивановна Поздеева, профессор ТГПУ, очень интересно рассмотрела вопрос о роли школы, как пространства исследований. Эту проблематику поддержал Колпаков Сергей Николаевич, подчеркнув значимость деятельности педагога-исследователя.

Белов Артём Сергеевич и Отто Екатерина Олеговна из Национального исследовательского Томского государственного университета представили опыт трансфера передовых научных знаний в школьную практику через механизм подготовки студенческих педагогических команд.

Завершилась дискуссия сообщением о причинах эффективности и неэффективности трансфера результатов НИР. Доклад представила Сошенко Инесса Игоревна, директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ.

WhatsApp_Image_2022-09-20_at_18.57.02.jpg

 

Научно-исследовательская лаборатория эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик на базе экспериментальной площадки Губернаторского Светленского лицея начала работу по обучению студентов факультета культуры и искусства Института детства и артпедагогики ТГПУ, обучающихся по профилю «Изобразительное искусство и Дополнительное образование».

Студенты первого и четвертого курсов, а также магистранты под руководством опытных преподавателей будут проходить обучение с погружением непосредственно в образовательную среду Светленского лицея. Магистранты пройдут теоретический курс по концепции эмоционального образования. Студенты 4 курса бакалавриата будут осваивать методику преподавания изобразительного искусства, где в ходе обучения сами будут и в роли учеников и педагогов. Уникальность этого курса в том, что с новой инновационной программой по изобразительному искусству студентов будет знакомить сам автор концепции – Александр Сайбединов и практикующие педагоги.

Первокурсники в начале обучения педагогической деятельности пройдут курс «Введение в профессию» на базе Светленского лицея. Это новая форма подготовки будущих педагогических работников с погружением в условия реализации концепции эмоционального образования. На площадке инновационного образовательного учреждения в процессе обучения студентов происходит интеграция теории и практики образования, что является, безусловно, более эффективной формой подготовки будущих учителей.

WhatsApp Image 2022 09 28 at 12.28.35
 

В рамках Всероссийского образовательного форума «Детский сад XXI века: будущее начинается сегодня» в ТГПУ прошёл образовательный форсайт «Детский сад 2035».

Организаторы – Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО), Институт детства и артпедагогики (далее – ИДиА) и Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ. Участники – будущие педагоги дошкольного и начального образования.

Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик и директор Федерального центра, рассказала студентам о задачах и правилах проведения форсайтов, функциях ведущего, модераторов, экспертов, докладчиков и аналитиков. «Целью проведения мероприятия было не только совместное проектирование детского сада будущего, но и знакомство будущих педагогов с современным форматом групповой работы, которые они потом могут применять в своей педагогической практике», – прокомментировала Куровская.

Наталия Семенова, директор ИРПО рассказала студентам о современных трендах в дошкольном образовании и сделала установку на работу в группах.

«Включение студентов в данный формат работы, безусловно, интересная и полезная для них практика. Это хорошая возможность для развития коммуникации, сотрудничества, критического мышления будущих педагогов», - отметила Татьяна Яркина, заведующий кафедрой дошкольного образования.

Студентов разделили на три группы, в которых они рассматривали детский сад с позиции родителей, детей и педагогических работников.

По итогам проведения форсайта студенты представили свои модели детского сада будущего, в которых продумали организацию внутреннего пространства, применение новых технологий, изменение подхода во взаимоотношении с родителями и с детьми. 

«Образовательный форсайт – это новая, интересная и перспективная форма работы со студентами. Я увидела и плюсы, и минусы. С одной стороны, наши студенты умеют работать в группах, умеют работать в команде, быстро мыслить и договариваться, с другой стороны хотелось больше увидеть творчество и смелости мысли. Я думаю, для первого опыта участия в форсайте мы получили прекрасные результаты», – резюмировала директор ИРПО Наталия Семенова.

WhatsApp Image 2022 09 28 at 12.28.36 1  WhatsApp Image 2022 09 28 at 12.28.36

ФОТО

Научно-исследовательская лаборатория эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик приглашает принять участие во всероссийском конкурсе творческих работ "Профессия - Учитель" приуроченного к 120-летнему юбилею университета.

В работах может быть отражен труд учителя, тренера, наставника. Это могут быть художественные фотографии, изобразительное искусство, литературное творчество (сочинение, эссе, поэзия, проза и так далее.)

Целью конкурса является содействие повышению авторитета педагогических  профессий, развитию инициативы учреждений системы общего и дополнительного образования, раскрытию творческого потенциала учащихся и педагогов.

В Конкурсе могут принять участие учащиеся учреждений общего и дополнительного образования всех уровней с 1 по 11 класс и студенты педагогических направлений подготовки.

Номинации Конкурса:

  • Художественная фотография
  • Изобразительное искусство (работы могут быть выполнены в разных жанрах и техниках)
  • Литературное творчество (сочинение, эссе, поэзия, проза и др.)

Приём заявок на Конкурс осуществляется по 14.10.2022 г.

Подробная информация в прикрепленных документах.

Письмо о Кнкурсе 

Положение о Конкурсе

 

qPAUFl6Q7w047g1cWRW8_SFFK2DUH8CdqCuXJvK2uaUXBjwNxIFYu2DzmVmd__NM8sKOkGrzllUHnsnJPnzwRihK.jpg
 
Александр Геннадьевич Сайбединов, заведующий лабораторией эмоционального образования Парка ИОП, директор Губернаторского Светленского лицея, Народный учитель Российской Федерации, выпустил новый учебник по изобразительному искусству.
 
В издательстве «Просвещение» вышел учебник по изобразительному искусству для 2 класса. Учебник разработан по авторской методике Александра Геннадьевича в концепции Эмоционального образования. По учебнику для 1 класса уже активно работают несколько школ региона.
 
«Концепция Эмоционального образования набирает обороты, укладывая новую образовательную технологию в учебники. Впереди очень много новых учебников и новых для образования учебных предметов необходимых для системного развития творческого мышления учащихся, от 1 до 11 класса. Изобразительное искусство, основы дизайна, история изобразительного искусства, практическая философия, – делится автор учебника Александр Сайбединов. – Я глубоко благодарен издательству «Просвещение» за понимание и поддержку важного процесса вхождения новой образовательной концепции Эмоционального образования в систему образования страны!».

 

27 июня 2022 г. состоялась отчетная сессия Парка инновационных образовательных практик ИРПО.

В прошедшем учебном году исследовательская работа лабораторий проводилась совместно с 9 образовательными учреждениями, имеющими статус «Экспериментальная площадка Парка ИОП».

Сотрудниками лабораторий Парка ИОП опубликованы 30 научных статей в изданиях, входящих в базы данных РИНЦ, Scopus и Web of Science,  на всероссийских форумах и международных научно-практических конференциях представлены 23 доклада сотрудников лабораторий, организовано более 20 мероприятий для педагогов, 30 мероприятий для студентов, среди которых мастер-классы, экскурсии и участие в благотворительно-просветительских проектах, а также научное консультирование выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ в рамках направлений работы лабораторий (совместно с ИДиА и ТЭФ). Для приемной комиссии ТГПУ лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды разработан чат-бот – консультант «Как поступить в ТГПУ?» на платформе ВКонтакте с применением голосового помощника Алисы.

Экспериментальная площадка лаборатории эмоционального образования под руководством Александра Сайбединова, Губернаторский Светленский лицей, наиболее активно ведёт просветительскую работу. В мероприятиях лаборатории эмоционального образования приняли участие несколько регионов РФ, а студенты ТГПУ и педагоги Томской области имели возможности погрузиться в особенности образовательного процесса лицея.

Второй год лабораторией проектной и исследовательской деятельности организуется и проводится Региональная научно-практическая конференция с изданием сборников материалов «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях». На отчетной сессии были представлены результаты работы двух экспериментальных площадок лаборатории- МАОРУ гимназии 29 г. Томска и Северской гимназии, сотрудничество с которой начато в норвом году.

В лаборатории метаметодики под руководством Светланы Поздеевой разработана и апробирована программа модуля повышения квалификации для Большого университета «Организация совместной деятельности преподавателей и студентов на учебном занятии: дидактические сценарии» (36 часов). Светлана Поздеева в рамках Международного просветительского проекта «Золотая лекция» прочитала лекцию «Метаметодика как направление в обновлении преподавания и профессиональной подготовки учителя», кроме того, сотрудники лаборатории  принимали активное участие в круглых столах, конкурсах, семинарах и лекциях, а также выступали экспертами федеральных и всероссийских конкурсов.

Лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды, под руководством Андрея Глухова, подана заявка на конкурс «Зеркальные лаборатории ВШЭ – 2022» (совместно с Лабораторией инноваций в образовании Института образования ВШЭ) (результаты будут известны в сентябре 2022 г.).

Лаборатория в текущем учебном году участвует в 3-х грантовых проектах:

1. «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг в региональной системе общего и среднего профессионального образования» (РНФ, 1,5 млн руб. на 2022 г.)

2. «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта» (РНФ, 4 млн руб., совместно с НИУ «Высшая школа экономики»).

3. «Треки 2024: прогнозирование политического выбора молодых избирателей» (РФФИ, 3 млн руб., совместно с МПГУ).

В рамках государственных заданий в Парке инновационных образовательных практик в 2021-2022 гг. реализуется 2 проекта:

1. «Технология оценки профессионализма и уровня компетенций педагогов общего и профессионального образования»

2. «Общероссийский конкурс студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы»»

 «Первый год был этапом становления Парка ИОП и запуска механизмов его работы, разработки нормативной документации и сервисных инструментов, определения точек взаимодействия с факультетами и институтами ТГПУ, выявления приоритетных форм и направлений работы лабораторий. – комментирует Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик. –  Второй год активной работы Парка можно обозначить этапом фокусировки. Наработанный первый опыт позволил выявить главные приоритеты и инновационные тематики в работе Парка ИОП, что позволило активизировать сетевое взаимодействие и привлечь дополнительное финансирование от Российского научного фонда и Министерства просвещения».

В планах работы в следующем учебном году у Парка ИОП помимо развития научных исследований и педагогического образования стоит более активная работа с образовательными организациями.

Актуальную и подробную информацию о научных и образовательных событиях Парка инновационных образовательных практик можно получить на сайте Парка ИОП https://park.tspu.edu.ru/ и в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/parkiop.

20220627 154454

WhatsApp Image 2022 06 30 at 11.39.10
 

Прошел уже год как экспериментальные площадки Парка ИОП Молчановская СОШ №1 Губернаторским Светле6нским лицеем заключили договор о сотрудничестве. В рамках договора в Молчановской СОШ реализуется концепция эмоционального образования. В течение прошедшего учебного года учителя начальных классов проходили курсы повышения квалификации, работали по авторской программе с новым учебником Александра Геннадьевича Сайбединова «Изобразительное искусство 1 класс», обменивались своими успехами и трудностями. Рисунки с уроков выставлялись в виртуальной картинной галерее на сайте Губернаторского Светленского лицея.

Летняя встреча позволила ребятам Молчановской школы поработать вместе с художниками Светленского лицея. Совместные занятия закончились просмотром набросков и обсуждением необходимости творческих встреч.

Директора, их заместители и педагоги образовательных учреждений обсудили учебные планы на следующий учебный год. Был скорректирован план работы Молчановской СОШ для более качественной реализации концепции эмоционального образования. Изменения коснутся уроков эстетического цикла первоклассников – теперь все уроки ИЗО будут проводиться по авторской программе А. Сайбединова.

Преобразования заденут и вторую ступень обучения. Образовательные конкурсы «Лучшие из лучших», «блиц-турниры» и многое другое теперь будет проводиться системно в Молчановской школе и совместно с Губернаторский Светленским лицеем. Также у восьмиклассников появится новый учебный предмет «История изобразительного искусства».

Итоги совместного дня прокомментировала сотрудник лаборатории Эмоционального образования Герасименко Татьяна Борисовна: «Встреча была важной и нужной. Новые идеи и планы для продолжения дальнейшего сотрудничества желанны для обеих организаций. У нас одинаковые воспитательные и образовательные цели. Порадовало большое количество точек соприкосновения. Мы сформулировали более стойкие аспекты взаимодействия. Были намечены конкретные планы по внедрению второго уровня обучения».

 

  1. Северская гимназия и лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании проработали совместное направление исследований
  2. Цифровые сервисы для детей и родителей как инструменты социально-психологической поддержки
  3. Метаметодика как направление в обновлении преподавания и в профессиональной подготовке учителя
  4. На Всероссийском совещании ТГПУ представил опыт совместной деятельности с образовательными организациями
  5. Научный сотрудник лаборатории метаметодики провёл для студентов модельное занятие.
  6. Влияние инновационных образовательных практик на развитие педагогического образования обсудили в Парке ИОП
  7. Открытый семинар «Основные модули концепции Эмоционального образования в теории и практике»
  8. Студенты педагогического колледжа посетили Светленский лицей - экспериментальную площадку Парка ИОП
  9. Совместный проект НИУ ВШЭ и ТГПУ получил поддержку Российского научного фонда
  10. В Губернаторском Светленском лицее обсудили проблематику и перспективы развития российского образования

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск