Новости

Логопед тур1
 

Завершился студенческий конкурс «Логопедический турнир» (далее Конкурс), который организовала Смалёха Екатерина, младший научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования. Целью конкурса было совершенствование профессиональной подготовки и активизация личностного и творческого потенциала будущих специалистов в области логопедии, стимулирование интереса к педагогической деятельности.

Конкурс состоял из трех этапов. По результатам отборочного тура 16 студентов, которые набрали наибольшее количество баллов, прошли в полуфинал конкурса. В полуфинале участникам были предложены вопросы из сферы логопедии. Участники, набравшие наибольшее количество баллов прошли в финал, где представили мастер-класс по выпавшей (случайным образом) тематике.

Для достижения максимальной объективности в процессе проверки заданий был определен состав экспертов: Артюшенко Наталья (к.п.н. доцент кафедры дефектологии), Филимонова Елена (ст. преподаватель кафедры дефектологии), Гордеева Наталья (учитель-логопед МАДОУ №99, наставник студентов экспериментальной площадки Парка ИОП), Ростова Татьяна (учитель-логопед МАДОУ №1, наставник студентов экспериментальной площадки Парка ИОП).

Опрос участников Конкурса, выявил, что данное мероприятие является интересным видом работы для студентов, а также поддержали идею о проведении «Логопедического турнира» ежегодно.

«Очень понравилось мероприятие! Благодаря различным заданиям освежается ранее пройденный материал, развиваются навыки выступления перед слушателями. Было интересно принимать участие! С удовольствием поучаствовала бы еще, но уже выпускной курс», – делятся впечатлением студенты.

Организаторы в свою очередь, отметили, что Конкурс для студентов стимулирует желание развиваться в будущей профессии и даёт возможность реализовать творческий и профессиональный потенциал в необычной форме.

 

Логопед тур2 

Логопед тур3

 
Конф 16 17 дек 1
 

В Томском педуниверситете для педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного, профессионального образования, магистрантов и аспирантов прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды». Ее организаторами выступили сотрудники Парка инновационных образовательных практик ИРПО, Института детства и артпедагогики и Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ.

Начало конференции положило пленарное заседание, открыла которое проректор по научной работе ТГПУ Елена Полева:

«Тема проектной деятельности обучающихся является актуальной и важной, и я рада, что в ТГПУ проходит конференция, на которой эксперты представляют свой опыт. Проектное мышление не только играет значительную роль в образовании, но и помогает понять нам, чего мы хотим добиться от повседневной жизни, какие для этого нужны ресурсы. И прежде, чем учить детей проектной деятельности, мы сами должны уметь применять ее в разных аспектах жизни».

По мнению заведующей НИ лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании, директора ИРПО ТГПУ Наталии Семеновой, проектная и исследовательская деятельность переживает новый этап в своей реализации. Это связано с созданием в образовательных учреждениях новых образовательных сред, в том числе и цифровых. Такие проекты, как «Точка роста», «Цифровая школа» позволяют установить как в садах, так и в школах новейшее оборудование, открывающее возможность подрастающему поколению самостоятельно получать и изучать информацию. Однако для организации эффективной совместной проектной деятельности с учеником педагогу необходимо уметь выстраивать правильную коммуникацию и применять инновационные подходы.

Для этого в Парке инновационных образовательных практик ТГПУ функционирует Лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании, где идет исследовательская работа на двух областных экспериментальных площадках в городах Северск и Томск. Кроме того, на базе университета педагогами Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ведется деятельность по развитию проектной и исследовательской деятельности среди студентов и школьников. Кроме того, 14 декабря прошло торжественное открытие Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ, который станет площадкой для совместной работы педагогов, студентов и школьников.

В ходе пленара первый доклад «Вовлеченность детей в совместную исследовательскую деятельность как проблема образовательной практики» представила профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, зав. НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ Светлана Поздеева. Спикер изложила преимущества исследовательской деятельности учащихся, в которые входят ресурсность в плане достижения всех видов образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных; развитие навыков критического мышления; расширение знаний в предметной сфере; накопление и обогащение образовательным опытом.

О развитии универсальных умений будущих и работающих педагогов в процессе проектной и исследовательской деятельности говорила с коллегами доцент, зав. кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета Юлия Дроботенко.

«Современную образовательную реальность сегодня все чаще характеризуют как сложную и постоянно дифференцирующуюся под влиянием таких процессов, как цифровизация и коммерциализация образования, – начала выступление Юлия Борисовна. – Эти очень интенсивные процессы приводят к тому, что современный учитель должен уметь работать в ситуации с избытком информации. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учителя становится все более востребованной».

По мнению выступающей, для развития универсальных умений будущие и действующие педагоги должны практиковаться в выстраивании аналогий и гипотез, учиться обосновывать собственную позицию, владеть умениями организации обратной связи, использовать различные нарративные техники, изучать цифровой след обучающегося и проводить самоисследования. Все эти техники и приемы помогут педагогу подойти к процессу проектной и исследовательской деятельности с более экспертной точки зрения.

Последним докладом пленарного заседания стало сообщение «Цифровая образовательная среда: новые возможности для организации проектной и исследовательской деятельности» директора Института развития педагогического образования ТГПУ, заведующей НИ лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП Наталии Семеновой. Сначала спикер дала термин «Новая нормальность», обозначающий события, которые пришли в ситуации неоднозначности. В педагогической деятельности двумя частями новой нормальности стали исследовательская и проектная деятельность в образовании и цифровая образовательная среда.

Главными составляющими современной исследовательской и проектной деятельности в образовании являются сами исследования и проект на всех образовательных уровнях; педагог, выступающий проектировщиком, исследователем и организатором; базовые компетенции ФГОС и проект «Школа Минпросвещения России: проектная и исследовательская деятельность». В цифровую образовательную среду входят вынужденное освоение цифрового образования в период пандемии, работа с ресурсами и образовательными платформами, развитие дистанционных форматов коммуникации и киберсоциализация.

Чтобы разобраться в вопросе «Цифровая среда – хорошая возможность проводить проектную и исследовательскую работу или тормоз для продуктивной деятельности?» участники конференции распределились для взаимодействия в рамках секций. Темами заседаний стали «Инновационные подходы и практики организации проектной и исследовательской деятельности школьников», «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся: ресурсы деятельностного и компетентностного подходов», «Эффективные практики вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность», «Потенциал проектной и исследовательской деятельности для развития дошкольников», «Опыт организации в проектной и исследовательской деятельности дошкольников», «Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности студентов».

Записи работы секций:

Пленарное заседание и работа секции 1 Инновационные походы и практики организации проектной и исследовательской деятельности школьников (1 секция начинается с 54:14 минуты)  https://bbb6.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/6722920273c181eacba2814221f1ff79378b8b50-1671169672214

Секция 2. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся: ресурсы деятельностного и компетентностного подходов

https://bbb4.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/066d3725569f8eb1abe77126cc27fa4d325097ca-1671176486271

Секция 3. Эффективные практики вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность

https://bbb2.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/28cfb9017ae31a550d46fe6575629c8a46b92d30-1671173449776

Секция 4. Потенциал проектной и исследовательской деятельности для развития дошкольников

https://bbb8.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/eb6b50cc5d807721b5968aedcd685cf6135ec97e-1671179676147

https://bbb5.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/eb6b50cc5d807721b5968aedcd685cf6135ec97e-1671176075522

Секция 6. Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности студентов

https://bbb8.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/772cdfa2939501e3a8bf14556279c5aa7e0f9300-1671256066244 

Конф 16 17 дек 2 Конф 16 17 дек 3 Конф 16 17 дек 4 Конф 16 17 дек 5

к

16-17 декабря 2022 года состоится III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды».

Организаторы Конференции: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения − Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО), Институт детства и артпедагогики (далее – ИДиА) в партнерстве с Федеральным центром научно-методического сопровождения педагогических работников (далее – Федеральный центр) ТГПУ.

Принять участие в конференции приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистров, аспирантов.

Целью конференции является обсуждение, осмысление и обобщение опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся всех уровней образования; выявление эффективных механизмов организации деятельности, ресурсов развивающей образовательной среды, оценки и повышения качества проектных исследовательских работ обучающихся.

Режим проведения – смешанный, очно и онлайн (на платформе BigBlueButton).

В программе указаны время и место проведения каждой секции.

 

17 декабря в 10:00 ч. в рамках конференции пройдет цикл мастер-классов.

Режим проведения – очно.

Место проведения   г. Томск, ул. Иркутский тракт 175/3, МАДОУ № 82.

Итоги конкурса ГПВР
 

В ноябре 2022 года состоялся I Региональный конкурс для работников образования «Актуальные практики профилактики радикализма среди обучающихся образовательных организаций» (далее – Конкурс), организованный научно-исследовательской лабораторией гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма.

«Конкурс проведен с целью актуализации и систематизации информации по противодействию и профилактике радикализации молодежи на основе концентрации теоретического и практического опыта образовательных организаций всех уровней и институтов гражданского общества». – комментирует ответственный за организацию и проведение Конкурса, младший научный сотрудник, Павел Курушин.

В Конкурсе приняли участие 14 человек, среди которых победители:

2 место: Грищенко Евгений – «Формирование толерантности у обучающихся на основе текстов художественной литературы в условиях образовательной организации при исправительном учреждении».

Аникеева Наталья и Никулина Светлана – «Эффективные образовательные практики по вовлечению родителей в вопросы профилактики радикальных проявлений. Реализация проекта "Семья и школа: Мы вместе!"»

3 место: Дубоделов Сергей – «Личность педагога как фактор развития мотивации к обучению в школе пенитенциарного типа».

Исарева Марина – «Вместе с мамой».

Сискович Иван – «Патриотизм как средство профилактики радикализации молодежи».

PyVtiiOeUpK4ayOnFJ4cf6DN1M32vvSWt7DfQV8 zPszGINcUUl316JIgxnovZePxhyVglLzYSc8nhyx3yEHB37b
 

При поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и АРПО продолжает свою работу проект «Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика», реализуемый ФУМО ВО «Образование и педагогические науки». С открытой онлайн-лекцией «Метаметодика как направление в обновлении преподавания дидактики и методических дисциплин в педагогическом вузе» выступила профессор, зав. лабораторией метаметодики Парка ИОП Светлана Поздеева. В событии приняли участие 165 экспертов из 33 городов России.

Проект «Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика» нацелен на создание открытой площадки для взаимодействия образовательных организаций и отдельных специалистов, ведущих исследования в области методологии и дидактики высшего образования.

Приглашенным экспертом в области новой дидактики выступила С.И. Поздеева, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, зав. лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

«Одной из проблемных точек современного педагогического образования является интеграция дидактики и частных методик. Часто современные педагоги задаются вопросом: что значит знать методику, достаточно ли знать методику преподавания отдельного предмета и что дает метаметодика? Метаметодику можно рассматривать как базовую основу педагогической деятельности, которая основывается на педагогике совместной деятельности и концепции открытого совместного действия преподавателя и обучающихся. Введение курса «Метаметодика» по направлению «Педагогическое образование» в системе высшего образования позволит сделать более продуктивным изучение методик преподавания отдельных учебных предметов, а также раньше перейти к активным видам педагогической деятельности», – отметила в своем выступлении спикер.

На встрече Светлана Поздеева также рассмотрела особенность использования методических средств в рамках педагогических сценариев: репродуктивно-авторитарный, проблемно-лидерский, исследовательско-диалогический. Каждый сценарий содержит свой арсенал вопросов, заданий, инструкций, текстов. В ходе работы профессор ТГПУ поделилась опытом обновления дидактики и преподавания методических дисциплин. Светлана Ивановна уделила внимание соотношению дидактики, метаметодики и методики, привела аргументы в пользу метаметодики, модели ее организации и принципы обучения, различия между метаметодами и др.

Слушатели подчеркнули высокую значимость и пользу материала, вновь отметив потребность обсуждения методических, педагогических вопросов в профессиональном сообществе.

Запись вебинара по ссылке.

Конференция
 

Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистров, аспирантов принять участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды», которая состоится 16-17 декабря 2022 года.

Целью конференции является обсуждение, осмысление и обобщение опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся всех уровней образования; выявление эффективных механизмов организации деятельности, ресурсов развивающей образовательной среды, оценки и повышения качества проектных исследовательских работ обучающихся.

Режим проведения – смешанный, очно и онлайн (на платформе BigBlueButton).

Для участия в мероприятиях конференции необходимо зарегистрироваться до 09 декабря 2022 года в рамках выбранных направлений по ссылке.

Участникам, планирующим публикацию, необходимо до 25 декабря 2022 года.

Подробная информация о проведении мероприятий в информационном письме. 

В рамках конференции проводятся КПК:

  1. КПК «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС» для педагогов общего и дополнительного образования.
  2. КПК «Организация проектной и исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО» для педагогов дошкольного образования.

Продолжительность курса 32 часа.

Курс включает 4 модуля: 2 обязательных и 2 по выбору.

2 обязательных модуля:

  • «Исследовательская культура педагога: как написать статью?»
  • «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в условиях ФГОС»

3 вариативных модуля:

  • «Ландшафтный дизайн в проектной деятельности детей»
  • «Использование электронных образовательных платформ и применение цифровых инструментов в образовательной деятельности педагогов»
  • «Применение в проектной и исследовательской деятельности воспитанников современных робототехнических конструкторов»

Необходимо выбрать 2 из 3 вариативных модулей

*выбор одного или трёх модулей не предполагается

Ссылки для регистрации на курс:

НАБОР ДО 10 ЯНВАРЯ 2023 Г.

 

В рамках конференции Федеральный Центр научно-методического сопровождения педагогов ТГПУ (далее – Федеральный центр) и стажировочные площадки ФЦНМ СП ТГПУ проведут цикл мастер-классов.

Цель мастер-классов: обмен опытом, поиск новых продуктивных способов, ресурсов, методов и форм в образовательной среде.

Дата и время мероприятия: 17 декабря в 10:00 ч.

Формат: очно

Место проведения: г. Томск, ул. Иркутский тракт 175/3, МАДОУ №82. 
Программа мастер-классов

Для регистрации на мастер-классы стажировочных площадок Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ нужно пройти по ссылке.

 
Кр. стол2 1
 

В рамках форума «Преобразование образования» ТГУ в ИРПО ТГПУ прошел круглый стол «Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы».

Со вступительным словом, а также с первым докладом «Векторы развития педагогического образования в профильных вузах и подходы к их реализации в ТГПУ» выступила директор ИРПО, заведующая лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП Наталия Семенова.

В качестве основных спикер выделила новую образовательную экосистему, поддержку педагогической науки и молодых педагогов, а также цифровую трансформацию. Также были отмечены увеличение потребности в педагогических работниках как в городской, так и в сельской местности, создание единого образовательного пространства, для сохранения которого реализуются различные проекты и новые модели. В ТГПУ одними из ключевых являются поддержка педагогической науки и молодых педагогов и создание нового качества педагогического образования.

«В контексте современных тенденций важна мысль о том, что образование может реализовать потенциал развития российского общества только при условии собственной трансформации, когда педагогические вузы выступают драйверами развития, которые ориентируются на потребности социально-экономического развития страны и региона», – сказала Наталия Семенова.

Продолжил череду выступлений директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования Михаил Червонный, рассказав о факторах преобразования педагогического образования. Профессор сделал акцент на факторах изменения педагогического образования, к которым относятся конвергенция современных наук и технологий, цифровизация содержания наук и технологий и процесса обучения, изменения традиционных и появление новых образовательных пространств подготовки будущих учителей.

Советник при ректорате, заведующая НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП и кафедрой педагогики и методики начального образования Светлана Поздеева раскрыла тему «Тематический и деятельностный подходы в преподавании методических дисциплин». Автор выделила два способа преподавания методических дисциплин: тематический, прослеживающийся в подготовке к изучению школьных тем по учебному предмету в каждом классе, и деятельностный, который заключается в подготовке к организации совместной деятельности педагога с детьми на учебном занятии.

При реализации тематического подхода важными становятся вертикальные связи, то есть приращение учебного содержания в рамках каждого раздела от класса к классу, и горизонтальные – связи между темами в одном классе. Его преимуществами являются быстрая ориентация студента в изучаемом материале, понимание связей между содержательными линиями курса и отсутствие тематических «дыр». К недостаткам же относят избыточность полученных знаний в сфере психолого-педагогических дисциплин, трудности при построении и проведении урока или внеурочного занятия из-за отсутствия навыка владения соответствующими методическими сценариями, а также восприятие урока как пространства обучения предмету, а не организации деятельности по освоению предмета.

В ходе деятельностного подхода обучающиеся учатся организовывать совместную деятельность по усвоению детьми предметных знаний и умений с использованием методических сценариев построения занятий. К преимуществам здесь относятся востребованность психолого-педагогических знаний, возможность проведения урока в конкретной образовательной технологии, обогащение обучающихся методическим инструментарием.

«Деятельностный подход не отвергает тематический: последний становится средством конструирования учебного занятия в контексте предметного содержания», – подытожила С.И. Поздеева.

Руководитель Парка инновационных образовательных практик Лариса Куровская представила коллегам доклад «Развитие педагогического образования ТГПУ: опыт привлечения педагогов-исследователей». Образовательную составляющую научно-экспериментальной деятельности, реализующейся в Парке инновационных образовательных практик, обеспечивает кафедра педагогики и управления образованием, а Научная лаборатория качества научно-педагогических исследования проводит организационную, научную и образовательную работу с аспирантами.

«Такая структура позволяет включать в содержание постоянно обновляющиеся педагогические знания, приобщать студентов к пробам в эффективных образовательных практиках. Факультеты и институты ТГПУ активно проводят научные мероприятия с участием студентов в коллаборации с другими образовательными предприятиями», – сказала спикер.

На примерах сотрудников Парка ИОП Аллы Егоровой, Наталии Мёдовой, Александра Сайбединова, Сергея Колпакова и других спикер представила опыт вуза по привлечению педагогов-исследователей к развитию педагогической науки и образования. Проводя семинары, лекции, оказывая помощь в написании ВКР (в качестве научных руководителей и консультантов), участвуя в конференциях, реализуя собственные проекты и многое другое, сотрудники выступают не только педагогами, но и исследователями.

После зав. кафедрой педагогики и управления образованием ТГПУ Надежда Ефремова-Шершукова рассказала о «Кафедре педагогики в условиях новых вызовов: решения и новые форматы».

По словам выступающей, современная кафедра должна изменить качество педагогического образования, которое зависит от личностей (обучающихся и обучающих) и от содержания. Это можно сделать при помощи участия в конференциях, стажировках, практиках и т.д.

Эксперт Научно-образовательного междисциплинарного центра педагогических технологий развития человеческого капитала Людмила Долгова говорила об «Обновлении педагогической практики для профессионального самоопределения студентов».

Завершающим стало исследование ректора ТОИПКРО, советника при ректорате ТГПУ Оксаны Замятиной «Подходы к оценке качества общего и профессионального образования». Для проведения исследования использовались данные разных детей, участвовавших в мониторинге, которые были накоплены в Томской области с 2015 года.

«Используя эти данные, мы приступили к разработке технологии, которая позволила бы выявлять профессиональный дефицит педагогов без прямого их участия. Мы проанализировали, какие инструменты машинного обучения дают наиболее эффективные результаты, какие лучшим образом подходят для такого исследования, для создания адресных программ повышения квалификации», – сказала спикер.

 

Кр. стол2 2

Кр. стол2 3

fb420f5d28ee76e0057b2ee7a51f65c7
 

В рамках проекта «Образование и педагогические науки» Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика» 24 ноября в 14.00 по московскому времени c сообщением на тему «Метаметодика как направление в обновлении преподавания дидактики и методических дисциплин в педагогическом вузе» выступит Поздеева Светлана Ивановна, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ТГПУ, заведующий НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

Для тех, кто впервые планирует принять участие в вебинарах Новой дидактики, необходимо пройти регистрацию на сайте проекта до 23 ноября 2022 года включительно. Зарегистрированным пользователям ссылка на указанный при регистрации e-mail рассылается автоматически не позднее чем за час до начала вебинара.

Кр столМ1
 

17 ноября 2022 года в ТГПУ специалисты по инклюзивному образованию из Томской области и Республики Татарстан обменялись опытом на круглом столе «Эффективные приемы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учетом регионального компонента», проведенном в рамках Первого томского форума «Преобразование образования».

Экспертом и модератором в диалоге выступила заведующая лаборатории инклюзивного образования – Наталия Мёдова.

Первый доклад представила руководитель научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования Казанского федерального университета Ирина Нигматуллина. Она рассказала, что на комплексную работу нацелены как государственные высшие и общеобразовательные учреждения, так и самостоятельно открытые родителями некоммерческие организации, в которых ведется изучение поведенческих особенностей и разработка инструментария по взаимодействию с детьми с РАС. Также в республике должное внимание уделяют профессиональному развитию специалистов и оказывают поддержку родительской вовлеченности в развитие особенных детей.

Наталия Мёдова, учитель-дефектолог высшей категории, заведующий лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП ТГПУ, рассмотрела тему «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС» на примере работы ТГПУ.

«Проблематика развития работы с детьми с расстройствами существует на всем пространстве Российской Федерации, – начала спикер, – на всех симпозиумах обозначается одна и та же серьезная проблема, которая заключается в дефиците дефектологов в системе сопровождения. К сожалению, на сегодняшний день нехватка кадров является стабильной и влияет на развитие качественной профессиональной работы с детьми с расстройством».

Дефектолог представила статистику количества детей с ограниченными возможностями здоровья в Томской области на 2020 год: 1893 детей с ОВЗ без инвалидности и 343 ребенка с инвалидностью. В то же время кадровая обеспеченность области составляет 357 учителей-логопедов и 124 учителя-дефектолога.

Ежегодно на протяжении шести лет кафедра дефектологии ТГПУ выпускает в среднем 100-140 логопедов и олигофренопедагогов, окончивших бакалавриат. С 2022 года на уровне магистратуры кафедра готовит логопедов, работающих как с детьми, так и со взрослыми, а также специалистов по психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ.

«Расширение профилей на кафедре происходит по причине того, что мы тесно связаны с родительскими организациями, из которых на регулярной основе поступают запросы на профилированных специалистов, способных помочь детям социализироваться в обществе посредством нормализации поведения и речевого сопровождения», – продолжила Наталия. Мёдова.

Во время обучения студентов ТГПУ преподаватели делятся технологиями, которые могут понадобиться будущим педагогам при сопровождении детей с расстройствами различной направленности: изучение жестового языка, который может служить детям с РАС инструментом альтернативной коммуникации, личный опыт, на основе которого студенты могут выделить для себя основные модели поведения детей с РАС, изучение тифлопедагогики для работы с незрячими или слабовидящими детьми. Такой подход позволяет выпустить многофункциональных специалистов, готовых к работе с детьми с различными нарушениями развития.

Про пользу и результативность «Инклюзивного театра как ресурса социализации детей с расстройствами аутистического спектра» на собственном опыте рассказала представить Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-плюс» Марина Майер. Учитель-дефектолог Ольга Аверина и учитель-логопед Татьяна Курьянова (МАДОУ №30, экспериментальная площадка Парка ИОП ТГПУ) продемонстрировали в видеоформате «Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ».

Практикой использования инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС поделились учитель-дефектолог Елена Вализер и учитель-логопед Оксана Гришанова (МАДОУ №54, экспериментальная площадка Парка ИОП ТГПУ). Спикеры озвучили опыт и результаты использования сенсорных тренажеров на коррекционных занятиях со своими воспитанниками. Они позволяют детям воспринимать чувства и ощущения, появляющиеся от воздействия внешних факторов, структурировано и комфортно. Тренажер «Умное зеркало ArticMe» представляет собой полноценный компьютеризированный комплекс, включающий в себя устройство слежения за положением взгляда относительно экрана монитора, тепловую карту для отслеживания динамики концентрации ребенка, упражнения на развитие подражания, конструктор коррекционных заданий. Еще одним тренажером является интерактивная песочница ISandBox, позволяющая детям воспринимать предметы, выделять их свойства и сравнивать между собой.

Завершили круглый стол учитель-логопед Аделя Нуриева и музыкальный руководитель детского сада КФУ «Мы вместе» Альфия Сефершаева, которые рассказали о создании условий для социализации детей, психолого-педагогической поддержки и организации комплексного процесса обучения. Опытные педагоги оказывают комплексную помощь семьям с детьми с РАС, проводят всестороннюю диагностику семьи, консультируют родителей, проводят коррекционно-развивающую работу с ребенком в детском саду по 5 часов в день и оказывают медицинскую диагностику в рамках научно-исследовательского направления.

 Кр столМ2 

Кр столМ4 

Кр столМ3

Семинар практик 15.11 3
 

15 ноября 2022 состоялся семинар-практикум «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ с помощью цифровой образовательной среды».

Организовали и провели мероприятие научные сотрудники научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Парка ИОП – Наталия Мёдова и Екатерина Смалёха.

В семинаре-практикуме приняли участие учителя-логопеды и педагог-психолог экспериментальных площадок Парка ИОП – МАДОУ №99 и МАДОУ №1, которые являются наставниками студентов.

В ходе мероприятия студенты 2 и 3 курсов Факультета психологии и специального образования ТГПУ познакомились с цифровыми методами работы с детьми, узнали методические аспекты логопедической работы, цифровые методы обучения грамоте детей дошкольного возраста. Студентам продемонстрировали способы постановки и автоматизации звуков с помощью цифровых средств, таких как VR-технологии, создание анимированных презентаций.

По результатам рефлексии студенты отметили для себя много нового: «Считаю, что семинар-практикум — это отличное мероприятие! Я узнала много новой информации. Особенно интересно было наблюдать за играми», – отмечает студентка второго курса ФПСО, Мария Сеченова.

«Надеемся знания, приобретённые на семинаре, были полезны для будущих учителей-логопедов и помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности», – комментирует младший научный сотрудник лаборатории Екатерина Смалёха.

Семинар практик 15.11 5

Семинар практик 15.11 2 

Семинар практик 15.11 4

  1. Круглый стол «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» в Воскресной школе Петропавловского собора
  2. Первый томский форум «Преобразование образования»
  3. Итоги Всероссийского конкурса творческих работ «Профессия – Учитель»
  4. Конференция «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям»
  5. Педагоги Томской области прошли обучение по методике Александра Сайбединова
  6. Научно-методический семинар Парка инновационных образовательных практик
  7. ТГПУ на заседании попечительского совета Губернаторского Светленского лицея с участием губернатора Томской области
  8. Сотрудники Парка ИОП обсудили особенности трансфера результатов педагогических исследований
  9. Погружение студентов факультета культуры и искусства в концепцию эмоционального образования
  10. Образовательный форсайт «Детский сад 2035»

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск