Новости

Уважаемые преподаватели, педагоги-исследователи и педагоги экспериментальных площадок Парка ИОП. Поздравляем Вас с днём знаний и желаем успехов в создании и распространении новых знаний и образовательных технологий.
1 сентября
На форуме Август.PRO обсудили форматы взаимодействия педагогического университета с образовательными организациями

21 августа 2023 года в рамках образовательного форума «Август.PRO: Год педагога и наставника» прошёл круглый стол по теме «Форматы взаимодействия ТГПУ и образовательных организаций».

Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования (далее – Парк ИОП ИРПО), директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ) выступила модератором Круглого стола.

9 спикеров Круглого стола представили разные форматы коллаборации педуниверситета с педагогами и руководителями образовательных организаций. Всего в Круглом столе приняли участие около 30 человек.

Своим опытом и идеями по развитию коллаборации поделились руководители МАУ ЗАТО Северск "РЦО", и подразделений ТГПУ: Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, Центра поддержки семьи, Управления профессиональной ориентации и карьерного развития, Института детства и артпедагогики, Факультета психологии и специального образования, Технолого-экономического факультета и Педагогического Кванториума .

В докладе «Институт развития педагогического образования и научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ: примеры успешной коллаборации с образовательными организациями» Лариса Куровская представила структуру и направления работы подразделений Института развития педагогического образования,  трёхлетний опыт взаимодействия Парка ИОП с экспериментальными площадками, созданными на базе образовательных организаций города Томска. Рассказала о том, как совместные инновационные разработки помогают будущим и действующим педагогам совершенствовать свои профессиональные компетенции.

«Взаимодействие «школы – вуз», «детские сады – вуз» способствует повышению качества как общего, так и профессионального образования, – прокомментировала Лариса Куровская. – Обмен лучшими практиками, трансфер результатов научных исследований в систему образования, грамотная организация проектно-исследовательской деятельности, обеспечение ранней профессиональной ориентации обучающихся, развитие социальной активности у студентов через профессиональные пробы, эффективное использование современного оборудования, инфраструктурных и кадровых ресурсов, а также другие направления коллаборации, – все это взаимно развивает образовательные организации всех уровней и содействует эффективной реализации задач Национального проекта «Образование».

Ещё одним из спикеров выступила Ольга Камнева директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ, м.н.с. Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и цифровой дидактики Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования.

 Она указала на то, что благодаря новому инновационному пространству появилась возможность преобразовать систему образования и обучить учеников цифровой, математической и научной грамотности на уровне международных стандартов с опорой на практику учебных исследований и проектов.

«Развитие инженерного образования является одной из приоритетных задач, которые на сегодняшний день стоят перед школами и центрами дополнительного образования, – пояснила Ольга Камнева. – Мы предлагаем образовательным организациям эффективно решать эту задачу в сотрудничестве через организацию сетевых мероприятий для педагогов, студентов и школьников».

 

Приглашаем бесплатно пройти курс "Кибербезопасность детей и подростков"

Парк инновационных образовательных практик приглашает педагогов и родителей бесплатно пройти курс "Кибербезопасность детей и подростков".

Исследовательский коллектив сотрудников Парка инновационных образовательных практик разрабатывает подходы и методики, которые будут поддерживать семьи и педагогов в области безопасности и благополучия детства. Среди важных аспектов обеспечения безопасности детей в современном мире особое внимание отводится вопросам защите психологического и социального благополучия детей при использовании сети Интернет. Поэтому в рамках одной из задач госзадания, направленной на просветительскую деятельность и информирование целевых аудиторий проекта (педагогов и родителей), инициативная группа исследователей из научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО ТГПУ – Глухов Андрей Петрович, Синогина Елена Станиславовна и Ломовская Софья Анатольевна – разработали и опубликовали онлайн-курс по кибербезопасности в формате МООК (массовый открытый онлайн-курс) на открытой платформе Томского педагогического – pedagog.tom.ru.

Курс по кибербезопасности рассчитан на две ключевые целевые аудитории: педагогов и родителей. Педагоги найдут здесь советы и рекомендации по организации безопасной обучающей среды в классе, а родители получат инструменты для эффективного курирования безопасности своих детей в семейном окружении. Инновационная «изюминка» курса – использование анимированных цифровых аватаров, созданных с использованием передовых технологий генеративных сетей. Виртуальные персонажи, созданные искусственным интеллектом, активно взаимодействуют с участниками обучающего процесса с помощью видеолекций, делая обучение увлекательным как для педагогов, так и для родителей.

Курс «Кибербезопасность детей и подростков» доступен на сайте pedagog.tom.ru по ссылке: https://pedagog.tom.ru/course/view.php?id=21

Проект выполнен в рамках государственного задания «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» (QZOY-2023-0004).

BPRH GvceYM 
 

Коллектив Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО совместно с Лабораторий инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ одержал победу в конкурсе партнерских проектов «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики с проектом «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации». ТГПУ стал единственным педагогическим университетом России, вошедшим в десятку победителей. Руководителем конкурсного проекта выступил заведующий лабораторией Андрей Петрович Глухов, в число исполнителей проекта от ТГПУ вошли директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, младший научный сотрудник лаборатории Ольга Сергеевна Камнева, аналитик Парка ИОП, младший научный сотрудник Ирина Геннадьевна Соломина, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ, младший научный сотрудник Елена Станиславовна Синогина, магистрант ТГПУ Анастасия Сергеевна Ли и лаборант кафедры безопасности жизнедеятельности ТЭФ Софья Анатольевна Ломовская.

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения является одной из наиболее приоритетных задач трансформации современной системы образования в России. От использования цифровых технологий ожидается целый ряд позитивных эффектов: персонализация и адаптация образования под обучающегося, снижение образовательного неравенства, повышение качества образования, развитие креативности и компетенций обучающихся, необходимых для успешного функционирования человека в условиях цифровой экономики.  

Конкурс «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ направлен на развитие внутрироссийских научных партнерств, а также оказание поддержки научным проектам, реализуемым научно-исследовательскими структурными подразделениями НИУ ВШЭ совместно с коллегами из российских университетов и научных центров.

В партнерстве с Лабораторией инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ научно-исследовательская лаборатория ТГПУ работает уже не первый год: с 2022 года сотрудники двух исследовательских подразделений реализуют совместный исследовательский проект при поддержке РНФ «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта».

Сегодня лаборатория КФЦОС Парка ИОП ИРПО активно работает над изучением встраивания ИИ в образовательный процесс. Ключевая задача представленного на конкурс проекта «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации» – описать, каким образом может трансформироваться система образования после внедрения цифровых технологий искусственного интеллекта, какая пересборка ждет учебный процесс и что поменяется в функционале профессиональных ролей и профессиональной идентичности учителей, а также в системе управления образовательными организациями.

«Искусственный интеллект в формате использования чата GPT, генеративных нейросетей (например, Кандинский 2.1. от Сбера), голосовых помощников и чат-ботов уже сейчас входит в нашу жизнь и трансформирует сферу профессиональных коммуникаций, в том числе образовательные коммуникации. Мы считаем, что  развитие ИИ может происходить гармонично, только если удастся создать комплементарное взаимодействие и взаимодополнительность искусственного и естественного интеллекта. Многие педагоги испытывают определенные страхи, связанные с угрозами профессиональной идентичности и постепенного вытеснения их из сферы профессиональной деятельности. Наша задача как исследователей и аналитиков – найти компромиссный способ эффективной коллаборации учителя и ИИ, когда вся автоматизируемая работа учебного процесса в области организации и проведения учебных занятий будет переложена на ИИ, а творческие функции, функции тьюторства, сопровождения, модерации коммуникации между учениками, мотивации обучающихся останутся за человеком, за педагогом, – говорит руководитель проекта А.П. Глухов. – Особо хочу выразить благодарность нашим коллегам из Лаборатории инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ, чей научный потенциал и активная исследовательская позиция позволили нам стать участниками данного партнерства».

Прикладная цель проекта связана с разработкой пакета общих и адресных рекомендаций для управленцев в различных сегментах образования, чтобы обеспечить бесшовное внедрение ИИ в учебный процесс, преодолеть цифровое сопротивление, найти эффективные форматы встраивания данной технологии для повышения качества образования.

Образовательная же цель совместного проекта предусматривает вовлечение в проектную научную деятельность студентов и аспирантов и их погружение в реализацию научного исследования полного цикла, в том числе через написание курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению исследования AIED. Итогом в дидактическом плане станет разработка теоретических и прикладных модулей образовательных программ с описанием вариантов использования искусственного интеллекта в образовании для студентов педагогических и непедагогических образовательных программ.

Работа над проектом запланирована на три года и включает три содержательные части. В первый год будет проводиться ряд социологических исследований, направленных на выявление практик цифрового сопротивления и степени готовности педагогического сообщества к внедрению технологий ИИ. Эксперты рассмотрят такие методы купирования профессиональных страхов, как разъяснительная работа, повышение квалификации в области ИИ, переструктурирование содержания профессиональных ролей, просвещенческие мероприятия.

Во второй год команде предстоит решить задачу по выявлению рамочных условий и ограничений внедрения ИИ в учебный процесс, изучить потенциал отдельных технологий, связанных с внедрением чат-ботов (чат GPT), экспертных систем, интеллектуальных наставников (Intelligent tutors), персонализированных систем и сред обучения (PLS/E), алгоритмов машинного обучения, генеративных нейросетей (GANs) и цифровых аватаров. По результатам данного этапа будет представлено описание новых принципов и технологий цифровой дидактики ИИ, вероятных  изменений учебного процесса за счет введения новых участников образовательного процесса в виде цифровых аватаров и интеллектуальных тьюторов.

Третий год включит исследование организационно-управленческих усилий и действий по реализации потенциала использования ИИ в системе образования. Сотрудники лаборатории предложат новые управленческие сценарии, чтобы эффективно трансформировать образовательные практики за счет внедрения передовых цифровых технологий ИИ. Завершением данной работы послужит разработанный пакет рекомендаций для педагогов по нахождению оптимальных практик комплементарной коллаборации искусственного и естественного интеллекта.

Для решения всех поставленных целей планируется реализовать полный цикл прикладного научно-исследовательского проекта с привлечением как профессионалов в области образования, так и молодых исследователей из числа аспирантов и магистрантов. На разных стадиях проекта будут последовательно разработаны инструменты измерения технологической готовности и принятия технологий искусственного интеллекта со стороны педагогов и обучающихся, алгоритмы трансформации учебного процесса и профессиональных ролей педагогов, а также банк организационно-управленческих практик по адаптации инноваций AIED.

c1c7cca6 8099 4e8d a2ac 62d2e766161a d43 
 
Госдума приняла в первом чтении законопроект о трудовом воспитании в школе. Инициатива крайне необходимая, ожидание которой, я бы сказал, даже несколько затянулось.

Дело в том, что трудовое воспитание - составная часть образования, безнадежно обиженная на умиротворенно дремлющую педагогическую науку, которая так и не смогла донести до общества, что обучение и воспитание - неразделимые части единого процесса образования.

То, что сегодня на государственном уровне в целом решается вопрос содержания образования, говорит о том, насколько в свое время мы увлеклись "расшколиванием" школы, лишив директора его элементарных полномочий по формированию учебного плана. Поэтому принятие изменений - не возврат в прошлое, что диалектически невозможно, а приведение в соответствие процесса образования.

Что важно понимать? Без всякого сомнения, труд в различных его проявлениях, как составная форма образования, обязательно должен в школе быть. Особенно это важно на фоне фантастического развития современных технологий и снижения физической активности учеников, угрожающей общей инфантилизации образовательного процесса.

Но прямое использование терминов "трудовое воспитание", "общественно-полезный труд", основательно дискредитированных в общественном сознании, требует современного изложения.

Что касается термина "уроки труда", как выделенной отдельно образовательной формы, то он, на мой взгляд, педагогически крайне некорректен. Любой урок - это урок труда, потому что учение тоже труд.

Чтобы не снизить значимости урока, если таковой появится в школьной программе, было бы логично определить название и содержание профессионально, чтобы занятие не стало формальностью.

WhatsApp Image 2023 06 14 at 17.42.37  
 

13 июня 2023 в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» состоялась проектная сессия для участников стратегических сессии УрФО «Актуальные направления развития ЕФСНМСПР. Постсессионное сопровождение».

На проектной сессии выступили руководители научно-методических центров сопровождения педагогических работников (далее – НМЦ) из ТГПУ, ЧГПУ, АГГПУ им. В.М.Шукшина и УрГПУ,

Были рассмотрены вопросы:

  • потенциал НМЦ в едином образовательном пространстве,
  • деятельность НМЦ как условие повышения профессионального мастерства педагогов,
  • эффективные технологии работы классного руководителя.

Лариса Куровская, директор НМЦ, руководитель Парка ИОП ТГПУ, представила опыт совместной научно-методической и инновационной работы Научно-методического центра сопровождения педагогических работников и Парка инновационных образовательных практик ТГПУ с образовательными организациями Томска и Томской области.

WhatsApp Image 2023 06 07 at 20.25.17 
 

Для создания условий единого научно-методического сопровождения педагогов в образовательных организациях 07 июня состоялась рабочая встреча по взаимодействию Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ) и муниципальной методической службы МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» (далее – РЦО).

Открыла встречу Алла Ниякина, директор РЦО, отметила важность совместной работы по повышению компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования, проектной и исследовательской деятельности, и взаимодействия педагогов с родителями. Особенно для педагогов полезны практические мероприятия в формате мастер-классов, проектных семинаров и индивидуальной научно-методической работы.

Лариса Куровская, директор НМЦ и руководитель Парка инновационных образовательных практик ТГПУ (далее – Парк ИОП) представила некоторые практические результаты продуктивной научно-методической коллаборации Томского государственного педагогического университета с образовательными организациями Томска и Томской области в рамках работы НМЦ и лабораторий Парка ИОП. В частности, был представлен опыт совместной работы с Северской гимназией в формате Стажировочной площадки НМЦ и Экспериментальной площадки Парка ИОП.

В дискуссии с методистами были обозначены актуальные вопросы и планы совместной научно-методической работы на 2023-2024 учебный год.

Главн 1 из 1

В онлайн-формате состоялся семинар Академии Минпросвещения России «Научно-методическое сопровождение повышения качества образования в школе», где представители педагогических университетов России поделились результатами образовательных разработок. Участие в вебинаре от ТГПУ приняли сотрудники ИИЯМС и Научно-методического центра сопровождения педагогических работников.

Академия Минпросвещения провела цикл вебинаров по презентации разработок научно-методических центров сопровождения педагогических работников, которые созданы и функционируют в образовательных организациях высшего образования.

На видеоконференции одним из докладчиков от Томского педуниверситета стала Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО. Она рассказала об осуществлении научно-методического сопровождения и «упаковке» инновационных разработок образовательных организаций.

«Термин «Упаковка проекта» является общепринятым в менеджменте инноваций  и заключается в максимально понятном и емком описании сути и значимости инновационного проекта, – говорит Лариса Куровская. – Мы основываемся на том, что инновационными признаками обладает уникальный образовательный продукт, алгоритм, способ или технология, имеющая большую практическую значимость. Также в его основе лежит научная новизна. Без научной новизны нет инноваций, а без доказанной практической эффективности нельзя говорить об инновационности».

Выступающая отметила, что в ТГПУ научно-методическая работа с образовательными организациями ведется в двух формах: стажировочные площадки при Научно-методическом центре сопровождения педагогических работников и экспериментальные площадки при Парке ИОП.

Слушатели познакомились с Парком ИОП ИРПО, который третий год работает в рамках деятельности семи научно-исследовательских лабораторий: эмоционального образования, метаметодики, проектной и исследовательской деятельности, педагогических измерений и качества образования, инклюзивного образования, киберсоциолизации формирования цифровой образовательной среды, гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма. И узнали о сотрудничестве ТГПУ в рамках этой работы с экспериментальными площадками (Светленский лицей, Северская гимназия, СОШ №49 г. Томск, СОШ №70 г. Томск) по вопросам сопровождения педагогов в процессе «упаковки» инновационных программ.

WhatsApp Image 2023 05 15 at 17.39.28 
 

Губернаторский Светленский лицей при поддержке НИ лаборатории Эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ открыл выставку «Учителями славится Россия» в рамках Студенческого фестиваля короткометражных фильмов «Педагогические династии», в главном корпусе Томского государственного педагогического университета. На выставке представлено более 20 работ лицеистов разных возрастов.

Данная выставка приурочена к Году педагога и наставника. Она принимала участие в (ММСО.EXPO-2023) «ММСО. Московский международный салон образования». Это крупнейшее мероприятие сферы образования в России. В рамках форума работала площадка «Эмоциональное образование – взгляд в будущее!». Где Александр Геннадьевич, представил концепцию эмоционального образования, успешно реализованную Губернаторском Светленском лицее, являющимся федеральной экспериментальной площадкой Министерства Просвещения РФ.

Сама выставка представляет из себя развитие истории педагогики в лицах известных учителей России. Вот несколько личностей, которые отображены на картинах.

Михаил Васильевич Ломоносов известен как выдающийся русский ученый, но он также сделал значительный вклад в области образования и педагогики. Его труды и идеи оставили след в российской системе образования и весьма актуальны до сих пор.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) считается одним из величайших русских педагогов и писателей XIX века. Его вклад в развитие науки об образовании и педагогическое искусство невозможно переоценить. Он разработал множество уникальных педагогических методик, основанных на сочетании теоретических знаний и практических навыков.

А также другие известные педагоги, как Караковский Владимир Абрамович, Надежда Константиновна Крупская и педагог нашего времени Борис Михайлович Неменский.

 

WhatsApp Image 2023 05 15 at 17.40.01 WhatsApp Image 2023 05 16 at 19.04.27 

Рисунок1
 

«Как замечательно, что наш ребенок проводит время, не болтаясь на улице с сомнительной компанией, а почти все свободное время находится дома, под присмотром, безмятежно просиживая за компьютерными играми или в соцсетях»! Именно так рассуждают очень многие родители. Но учителя давно бьют тревогу: оказывается, практически не возможно контролировать, чем ребенок занимается в сети, его интернет-знакомства, виртуальные пристрастия и увлечения. Как не пропустить момент, когда подросток, обуреваемый гормональными бурями, неохотно идущий на контакт с родителями, заинтересуется темой, которая может стать угрозой его физическому или ментальному здоровью, найдет «друзей», которые навяжут ему сомнительные ценности, станет жертвой буллинга или захочет отомстить миру, который «не может его понять»?

Вам поможет мобильное приложение «Справочник по кибербезопасности», которое разработано старшим лаборантом кафедры БЖД Софьей Ломовской совместно с лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ - Андреем Глуховым и Елены Синогиной. 

Приложение нацелено на ознакомление учителей и родителей с угрозами кибербезопасности детей, формирование у подростков привычки кибергигиены, то есть правил поведения в Интернете и успешное разрешение проблем школьников в ходе киберсоциализации. Приложение станет полезным и актуальным источником информации для родителей и учителей школ.

В бесплатном приложении, которое может скачать любой желающий с помощью QR-кода на афише, сконцентрирована основная информация, которая может пригодиться учителям и родителям для обеспечения кибербезопасности детей. Материалы в мобильном приложении представлены в различных форматах и будут понятны и доступны широкому кругу пользователей. Справочник уникален и не имеет аналогов на рынке мобильных приложений.

В дальнейшем работа над приложением будет продолжаться при поддержке заинтересованных лиц – учителей и родителей – образовательный контент дополнится эффективными психолого-педагогическими практиками и разбором успешных кейсов профилактики киберугроз.

Просим учителей школ установить на смартфон мобильное приложение и пройти опрос о качестве мобильного приложения https://forms.gle/bVN4uox2PK6AvChw5, ваше участие в опросе поможет разработчикам усовершенствовать образовательный продукт!

  1. Особенности научно-методической работы Парка ИОП с образовательными организациями
  2. Дискуссия об инновационно-образовательном ландшафте Томской области
  3. Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций
  4. Научно-методический семинар НИ лаборатории педагогический измерений и качества образования Парка ИОП ТГПУ
  5. Экспериментальная площадка Парка подводит первые итоги внедрения Концепции Эмоционального образования
  6. Дискуссионная площадка «Инновационно-образовательный ландшафт: карта и маршрут для томского региона»
  7. Итоги областного конкурса детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!»
  8. Программа XIV Областного конкурса детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!»
  9. Всероссийская дистанционная олимпиада по цифровой грамотности
  10. Опыт экспериментальной площадки Парка ИОП представлен на Московском международном салоне образования

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск