Новости

C3A3098E 4991 492F 8D42 B6B70387037F 
 
8 апреля в 9:00 состоится XIV Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!».
Конкурс пройдет по адресу г.Томск , ул.К.Ильмера 15/1., корпус ТГПУ.
 

187bfdc2faedd358a340d1a8153188f5 800x  
 

Уважаемые коллеги!

Приглашаем ваших обучающихся 1-11 классов и студентов СПО принять участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по цифровой грамотности, которую организует Научно исследовательская лаборатория киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников и Педагогический технопарк «Кванториум» имени народного учителя СССР Бориса Ивановича Вершинина ТГПУ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ). 

Участие в Олимпиаде позволит повысить образовательную активность обучающихся в развитии цифровой грамотности и навыков в области ИКТ, приобщить их к цифровой культуре, а также способствовать развитию познавательных способностей и расширению кругозора.

Олимпиада пройдет с 3 апреля 2023 г. по 25 апреля 2023 г. в онлайн формате с использованием платформы Online Test Pad.

Олимпиада включает в себя четыре номинации (указан доступ к заданиям по ссылке) :

«Цифровая грамотность. 1-4 класс»:  https://onlinetestpad.com/bzskt3hgoerqi

«Цифровая грамотность. 5-9 класс»:  https://onlinetestpad.com/awj2vgi25jnji

«Цифровая грамотность. 10-11 класс»:  https://onlinetestpad.com/kxpipi4a5day6

«Цифровая грамотность. СПО»: https://onlinetestpad.com/rxfrrglzexfok

На заполнение анкеты «Самооценка цифровой грамотности» (находится внутри теста) отводится 10 минут, на выполнение 25 тестовых заданий – 30 минут.

В результате заполнения анкеты и выполнения всех тестовых заданий определяется общий уровень цифровой грамотности обучающихся, исходя из трех возможных: развивающий, базовый, высокий.

Результаты выполнения всех заданий формируются автоматически системой и предъявляются участнику в виде количества баллов сразу после завершения тестовой части.

Всем участникам Олимпиады направляются электронные сертификаты ФГБОУ ВО ТГПУ.

Победителям и призерам Олимпиады направляются дипломы в электронном виде ФГБОУ ВО ТГПУ. 

Педагогам, подготовившим участников, направляются благодарственные письма ФГБОУ ВО ТГПУ в электронном виде.

Подробная информация в документах:

Информационное письмо

Положение

Вопросы по олимпиаде: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

 

ocr 1 
 

Губернатор Томской области Владимир Мазур на 10-м Московском международном салоне образования на ВДНХ представил уникальный опыт работы Губернаторского Светленского лицея – экспериментальной площадки Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

В дискуссии приняли участие директор центра Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий, ректор Академии Минпросвещения РФ Павел Кузьмин, министр образования Московской области Илья Бронштейн и главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов.

Томский опыт вызвал неподдельный интерес как на федеральном, так и региональном уровне. Министр образования Московской области отметил, что «томичи абсолютно правы: необходимо закладывать в наших детях жажду творчества, основы вечных ценностей, иначе за нас все сделает нейросеть».

Также на московском образовательном салоне томский губернатор и министр просвещения РФ Сергей Кравцов открыли выставку «Учителями славится Россия», посвященную Году педагога и наставника. На ней представлены живописные картины учащихся Губернаторского Светленского лицея, причем часть авторов приехали на мероприятие.

Директор лицея, народный учитель России, заведующий НИ лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ Александр Сайбединов делает акцент на творческие предметы. Уникальность лицея в том, что несмотря на большой удельный вес творческих предметов, выпускники демонстрируют лучшие знания в ОГЭ и ЕГЭ и завоевывают награды на всероссийских олимпиадах по робототехнике и промышленным технологиям. При этом лицей практикует не элитарное, а массовое образование.

«Педагоги лицея успешно раскрывают в детях творцов. Не случайно этот опыт зародился не где-то, а в нашем Томске, студенческой столице России, в которой учатся молодые люди из 79 регионов и стран. Я уверен, что вы влюбитесь в наш лицей, заразитесь концепцией эмоционального образования так же, как в свое время влюбился и заразился председатель правительства Михаил Мишустин, многие наши министры, академики, послы, побывавшие в замечательных лицейских стенах. Говорю об этом и как губернатор, и как глава попечительского совета, и как отец», – отметил Владимир Мазур.

В присутствии Владимира Мазура Илья Бронштейн и Александр Сайбединов подписали соглашение о сотрудничестве между министерством образования Подмосковья и Губернаторским Светленским лицеем Томской области.

ocr  0e1ca44de81358b851c4f780a416f98ed1a81fd7

2023.03.13 03 
 

13 марта в Томске прошли Форум классных руководителей и Марафон лучших практик классного руководителя для педагогов СФО.

Представители Академии Минпросвещения России и Минпросвещения России встретились с директорами школ, классными руководителями и обсудили приоритетные направления развития системы российского образования.

«Спасибо, что вы выбрали эту профессию и остаетесь в ней, что в эти нелегкие для нашей страны времена вы взяли на себя ответственность за воспитание. Ответственность за воспитание – это ответственность за смыслы и ценности, а значит – ответственность за государство. Я хочу, чтобы Год педагога и наставника стал по-настоящему полезным, эффективным для каждого, кто работает в нашей сфере», — отметил Алексей Благинин.

В рамках форума Благинин Алексей, директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России и Кузьмин Павел, ректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», посетили экспериментальную площадку Парка инновационных образовательных практик ТГПУ – Губернаторский Светленский лицей и уделили особое внимание работе НИ лаборатории Эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ.

Благинин Алексей отметил важность деятельности лаборатории с позиции распространения педагогического опыта и работу со студентами педагогического вуза.

Участники форума не только познакомились с лицеем и его концепцией, но и пообщались с обучающимися. Благинин Алексей стал участником лицейского проекта Школа успешной жизни, где рассказал о себе и ответил на вопросы ребят. Лицеистам было интересно узнать и о мировых тенденциях в сфере образования, об изменениях в структуре высшего образованиях. Выпускников интересовали специальности будущего и, конечно же, ребята спрашивали о смысле жизни и о мечте. Он сказал, что профессия педагога навсегда останется профессией будущего.

2023.03.13 01 2023.03.13 02  2023.03.13 04

C3A3098E 4991 492F 8D42 B6B70387037F
 
Научно-исследовательская лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП совместно с факультетом дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ проводит 8 апреля 2023 года XIV Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!» (далее – Конкурс).
 

Целью Конкурса является интеллектуальное и творческое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к исследовательской и проектной деятельности в рамках самой разнообразной тематики, развитие познавательной инициативы и активности, формирование универсальных учебных действий познавательного характера и их предпосылок.

Принять участие в конкурсе могут работы, созданные индивидуально или в группе (не более 3-х человек), состоящими из обучающихся с 1 по 5 класс.

Для участия в мероприятии необходимо до 30 марта 2023 г. заполнить заявку участника Конкурса в googl-форме по ссылке.

Информационное сопровождение будет осуществляться в социальных сетях.

От одной образовательной организации может быть подано не более 5 заявок.

Представленные исследовательские работы участников распределяются по пяти тематическим направлениям (секциям):

  • математика, техника, технология;
  • естествознание (география, геология, минералогия, физика, химия и др.);
  • естествознание (биология, здоровье).
  • гуманитарные знания (литература, история, языки и др.);
  • искусство и общество.
Более подробная информация представлена в информационном письме.

Семенова и Поздеева Ярославль
 
2-3 марта в Ярославском государственном педагогическом университете прошел Международный форум «Евразийский образовательный диалог», посвященный 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

Одной из самых интересных секций на Форуме была секция №4. Дидактика педагогического образования: новые горизонты исследований.

Ее модераторами стали: Осмоловская Ирина Михайловна, заведующая лабораторией дидактики и философии образования Российской Академии Образования, д.пед.н., профессор, один из самых известных отечественных дидактов, и Тарханова Ирина Юрьевна, директор Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, д.пед.н., доцент, модератор  всероссийского проекта «Новая дидактика».

Секция была посвящена обсуждению новых дидактических решений для педагогического и общего образования и перспективным направлениям дидактических исследований

В работе секции приняли участие: представители Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования: Даутова Ольга Борисовна, директор института управления образованием, д.пед.н., доцент, Крылова Ольга Николаевна, профессор, д.пед.н., доцент; Макарова Наталья Станиславовна, проректор по учебной работе Омского государственного педагогического университета, д.пед.н., доцент, Шабаева Гузель Фагимовна, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, к.пед.н., доцент, а также докторанты.

С докладом «Метаметодика как деятельностный ориентир в профессиональной подготовке и развитии педагога» выступила Поздеева Светлана Ивановна, заведующая НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ, д.пед.н., профессор. В докладе была представлена суть метаметодики как варианта оперативного совершенствования и методической оптимизации профессионально-педагогической подготовки учителя, а также возможные организационные сценарии изучения курса «Метаметодика» в бакалавриате и магистратуре педагогического вуза. Светлана Ивановна напомнила участникам слова К.Д. Ушинского о том, что «Дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила и приемы преподавания». Поэтому интересными становятся изыскания в области метаметодики, которая будет конкретизировать эти правила и приемы в рамках организации совместной деятельности педагога и детей.

Семенова Наталия Альбертовна, к.пед.н, заведующая НИ лабоарторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП, директор Института развития педагогического образования ТГПУ выступила в качестве модератора и спикера секции № 3 "Национальне стратегии развития системы подготовки и профессионального развития педагогических кадров". В рамках своего выступления Наталия Альбертовна поделилась опытом подготовки современного педагога в контексте организации постоянно обновляющегося педагогического содержания обучения. 

 

Поздеева Ярославль  Семенова Ярославль

6ab87684 7524 46bc 9aa5 85daa5c26dd9

18 февраля в Томском государственном педагогическом университете завершилась серия мастер-классов педагогов стажировочных площадок Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ и экспериментальных площадок Парка инновационных образовательных практик, которые прошли в рамках Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом».

Организаторы мастер-классов: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения − Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ ТГПУ), Парк инновационных образовательных практик (далее – Парк ИОП), Факультет психологии и специального образования (далее – ФПСО) кафедра дефектологии ТГПУ, стажировочные площадки Научно-методического центра, экспериментальные площадки Парка ИОП.

Направление работы мастер-классов – «Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования» включала в себя следующее содержание:

- приёмы обучения чтению нормотипичных детей и детей с ОВЗ;

- формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью;

- мотивация у детей с речевыми нарушениями при помощи логопедических игр.

Участникам была предложена программа из 15 мастер-классов, представляющих разные приёмы использования инструментов инклюзивного образования.

«Мастер-классы, показанные участниками, были интересны, полезны и информативны. Ведущие мастер-классов познакомили участников с различными технологиями работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОО и ОО. На практической части мастер-классов участники имели возможность ознакомиться с технологиями обучению чтению детей с ОВЗ, развитию у них комбинаторных способностей и социально-коммуникативных навыков. Участникам были представлены интересные инструменты работы с детьми: кубики Зайцева, таблицы Шульте, метафорические ассоциативные карты, технология "Круги сообщества". Участники принимали активное участие в мастер-классах и отметили их высокую практическую значимость», - поделилась Анна Шелкунова, педагог-психолог МАДОУ №44 г. Томска.

«Мы благодарим ТГПУ за высокую организацию программы мастер-классов. Встреча прошла в доброжелательной обстановке, без лишнего официоза, с соблюдением регламента. Информация была полезной и актуальной», - выразили благодарность коллеги из МАДОУ СОШ №12 г. Томска.

Конференцию посетили более 50 участников: представители города Томска, Северска, Томского района. Мастер-классы – это эффективный практический формат мероприятий, который даёт возможность студентам получить практические навыки от ведущих педагогов-практиков.

b85a37fc d1e7 4341 8819 81359c8289bc  362eee5b d9e7 4874 994f fd90c3c86d95  03bb8054 87d9 4545 8153 58a41fb37ab5  557edde8 058f 487e a652 364d957f3844

h 
 

16 февраля 2023 г. в Парке инновационных образовательных практик (далее – Парк ИОП) Института развития педагогического образования прошёл научно-методический семинар «Управленческие и методические особенности организации образовательной среды совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и педагогов в процессе реализации профориентации».

Организаторы мероприятия: МБОУ "Северская гимназия", Парк ИОП ТГПУ, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ СПР) при экспертной поддержке Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ.

В рамках научно-методического семинара были рассмотрены результаты взаимодействия Научно-исследовательской лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП ИРПО ТГПУ с коллективом МБОУ "Северская гимназия" (экспериментальная площадка Парка ИОП), направленной на развитие системы работы с проектами и исследованиями обучающихся с целью реализации ими профильного и профессионального самоопределения.

«В современном мире большую актуальность приобретает вопрос формирования успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям, – комментирует Светлана Высоцкая, директор МБОУ "Северская гимназия". – Поэтому развивать способность личности к познанию, труду, успешной социализации и адаптации – задача школы и педагогов. Подготовить ребенка к обоснованному выбору профессии ставит перед педагогом задачей овладевание современными образовательными и профориентационными технологиями».

В 2022 г. Наталия Семенова, канд. пед. наук, директор ИРПО, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП и координатор направления «Научно-методическая поддержка развития проектной и исследовательской культуры педагога и обучающихся» в НМЦ СПР, провела первый этап стратегической сессии в Северской гимназии. По итогам этого этапа были определены четыре направления для дальнейшей научно-исследовательской и стратегической работы и сформированы творческие группы из педагогов и руководителей Северской гимназии.

На семинаре, который прошёл 16 февраля 2023 г. экспертам ИРПО, НМЦ СПР и педагогического кванториума были представлены результаты групповой работы по следующим направлениям:

  1. Диагностика уровня сформированности профориентационных представлений обучающихся разного возраста;
  2. Диагностика по уровню сформированности проектных и исследовательских умений обучающихся;
  3. Выстраивание единой сквозной программы/модуля, который будет реализовываться в существующих программах для начальной школы с учётом определенных требований;
  4. Разработка актуальной модели профориентации обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность.

«Коллектив МБОУ «Северская гимназия» в данный момент работает над созданием образовательного пространства гимназии с целью реализации задач обновленных ФГОС, в том числе, над вопросами профильного и профессионального самоопределения обучающихся. – поделилась Кира Кручинина, заместитель директора по методической работе МБОУ «Северская гимназия». – Эксперты педагогического университета, осуществляют научно-методическое сопровождение, помогают учителям школы находить смыслы, анализировать процессы, выстраивать педагогические маршруты, создавать обновленное видение перспектив развития гимназии в целом и, как следствие, – формулировать перспективы развития современной школы».

Эксперты ТГПУ в завершении семинара дали следующие рекомендации, которые будут учтены в дальнейшей научно-исследовательской работе экспериментальной площадки Парка ИОП.

Семенова Наталия, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП, координатор НМЦ СПР, отметила перспективы работы с экспериментальной площадкой: «В первую очередь такое взаимодействие позволяет увидеть весь спектр исследовательских и практических проблем в работе. А также правильно выстроить алгоритм для дальнейших исследований».

Поздеева Светлана, д. пед. н., профессор, зав. лаб. метаметодики Парка инновационных образовательных практик: «Очень хорошо, что педагоги разделись на рабочие группы – каждая со своим участком работы, но также необходимо общее пространство работы, чтобы сохранялись общие интересы и ценности. Важно договориться о том, какой набор умений для каждой возрастной ступени планируется формировать через проектную и исследовательскую деятельность чтобы проводить более эффективную диагностику».

Глухов Андрей, к. филос. н., зав. лаб. киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП:  «Проектная и исследовательская деятельность требует не только предметных знаний, но и тренировки soft skills – «гибких навыков», которые в будущем, наряду с предметными навыками, понадобятся школьникам и студентам для достижения успеха . Поэтому важно активно включать проектную и исследовательскую деятельность в учебный процесс на уроках, через использование активных технологий, цифровых образовательных ресурсов, создание команд для работы в разных направлениях. Также данный вид работы является эффективным способом решения проблем профориентационного самоопределения школьников, поскольку позволяет им оценить свои сильные/слабые стороны в будущей профессии».

Камнева Ольга, директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, мл. науч. сотр. Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП: «В технологическом направлении проектной и исследовательской деятельности школьников всё чаще используются цифровые инструменты управления и разработки проектов, что требует дополнительной подготовки педагогов. Данную задачу можно решать с помощью средств инновационной образовательной инфраструктуры Педагогического технопарка "Кванториум" им. Б. И. Вершинина ТГПУ».

Куровская Лариса, к.б.н., руководитель Парка ИОП, директор НМС ПР: «Минпросвещения России уделяет много внимания выстраиванию эффективного взаимодействия субъектов научно-методической деятельности в рамках Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Совместная работа ТГПУ с коллективом Северской гимназии является примером успешной научно-методической работы школы и педагогического вуза».

 
DSC01187
 

16 февраля сотрудники кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ, Научно-методического центра сопровождения педагогических работников и Парка ИОП ИРПО ТГПУ провели ежегодную Всероссийскую (с международным участием) научно-практическую конференцию «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом». 300 специалистов обсудили актуальные проблемные вопросы дефектологической науки и поделились своим профессиональным опытом.

Участники присоединились к научному событию как очно, так и в онлайн-формате. С приветственным словом к ним обратилась заведующая лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП Наталия Мёдова: «В этом году Томская область отмечает юбилей логопедической службы, 15-17 февраля в Томске проходят мероприятия, посвященные этому знаменательному событию. Я бы хотела поблагодарить всех специалистов, которые приняли приглашения к участию в конференции и согласились поделиться своими знаниями и опытом».

Кроме постоянных участников из разных городов России (Томск, Кемерово, Москва, Ачинск, Краснодар, Сургут, Нижневартовск и других) и Беларуси, участие в конференции приняли эксперты из Нидерландов.

В ходе работы обсуждались проблемы использования ресурсов новых специальных учебно-методических комплектов и пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика организации и содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях и школах РФ, способы вовлечения родителей детей с ОВЗ и взаимодействие с ними в коррекционно-образовательном процессе, использование современных подходов к формированию речи детей с разными нозологиями, наставничество в учреждениях для детей с ОВЗ, профессиональное самоопределение лиц с нарушениями слуха и др.

Так, на секции «Современные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» были предложены методические пути решения проблем в реализации содержания образования для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях и школах РФ.

На секции «Наставничество в области организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием элементов цифровой образовательной среды» были рассмотрены IT-возможности для инклюзивного образования в условиях экономических ограничений. Среди них организация цифровизации инклюзивного процесса с использованием ассистивных технологий, роль педагога-наставника в области организации сопровождения детей с ОВЗ с использованием элементов цифровой образовательной среды и др.

В формате дискуссионной площадки «Междисциплинарный подход. Права и обязанности специалистов в рамках сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» прошла встреча представителей образовательных организаций дошкольного и школьного образования и психолого-медико-педагогической комиссии.

Спикеры площадки акцентировали на том, что новое образование должно быть погружено в культуру информационной открытости. Необходимы актуальные разработки методологических и теоретических оснований включения в практику технологий качественного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Кроме того, требуется усилить качество подготовки и переподготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения.

За круглым столом «Выявление образовательного потенциала обучающихся с РАС и организация преемственности между детским садом и школой» было определено поле проблем и предположены пути их решения в организации преемственности между детским садом и школой.

Все предложения, поступившие от участников конференции, направлены на усиление методического и дидактического сопровождения специалистов практиков, привлечение к дискуссиям неврологов, проведение совместных диагностических и методических семинаров.

DSC01069 DSC01095 DSC01107 DSC01144

Семинар ко Дню Науки 2
 
Приглашаем принять участие во Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом», которая состоится 16 февраля 2023 года.
 
  • Начало13.00 (местное время).
  • Место проведения: ТГПУ, пр-т Комсомольский 75.

В рамках конференции предусмотрены следующие научно практические мероприятия:

  1. Круглый стол «Выявление образовательного потенциала обучающихся с РАС и организация преемственности между детским садом и школой».
  2. Круглый стол «Возможности и применение использования современных технологий в сочетании с традиционным подходом в логопедии»
 

Подробная информация в программе конференции.

  1. Конференция «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом»
  2. Опыт внедрения концепции эмоционального образования в школах Томского района
  3. Научно-методический семинар по инклюзивному образованию
  4. Итоги конкурса «Логопедический турнир» лаборатории инклюзивного образования
  5. Завершилась масштабная конференция по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
  6. Приглашаем принять участие в конференции и мастер-классах
  7. Итоги регионального конкурса «Актуальные практики профилактики радикализма среди обучающихся образовательных организаций»
  8. «Зачем нужна метаметодика?»: Всероссийская лекция профессора ТГПУ в рамках проекта «Новая дидактика»
  9. III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды»
  10. В ТГПУ обсудили концепты и кейсы обновления практик педагогического образования в профильных вузах

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск