Новости

 2023 04 26 16 28 11 
 

26 апреля 2023 года в рамках Всероссийского форума «Наставничество – территория развития педагогического потенциала» был представлен опыт работы Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ с образовательными организациями общего образования.

С докладом «Экспериментальные площадки педагогического вуза на базе образовательных организаций как форма научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» выступила руководитель Парка ИОП, Лариса Куровская.

«Парк ИОП успешно работает в нашем вузе уже третий год в рамках деятельности семи научно-исследовательских лабораторий», – комментирует Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП, – «Многие лаборатории проводят научные исследования совместно с образовательными организациями, которым присвоен статус экспериментальных площадок».

В докладе были рассмотрены отдельные примеры такой сопроводительной научно-методической работы. Так, научно-методическое сопровождение университета позволило педагогам Светленского лицея во главе с Александром Сайбединовым научно обосновать их практический опыт и подготовить 5 научных публикаций в которых раскрываются принципы и возможности реализации концепции эмоционального образования, анализируются этапы её разработки и внедрения.

Павел Курушин, м.н.с. Научно-исследовательской лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма, проводит важную работу по исследованию образовательных практик в школе пенитенциарного типа. В частности проанализировано использование кружковой работы в профилактике рецидивов и в улучшении психологического состояния заключенных. Задача университета заключалась в разработке методики проведения данного исследования.

В Научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Наталия Мёдова с коллективом научных сотрудников реализует несколько совместных разработок с образовательными организациями. К примеру, разрабатывается методика выявления образовательного потенциала детей с РАС с целью обеспечения эффективного сопровождения ребенка при переходе из дошкольного к школьному образованию.

Активную работу с образовательными организациями ведет Научно-исследовательская лаборатория проектной и исследовательской деятельности под руководством Наталии Семеновой. Совместно с 29-ой гимназией г. Томска лаборатория разрабатывает способ решения проблемы дисбаланса в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, устранении разрывов при переходе детей с одного уровня образования на другой. Научные сотрудники лаборатории на протяжении трёх лет сопровождают реализацию данного проекта.

С прошлого года с Парком ИОП активно работает Северская гимназия. которая обратилась в ТГПУ с запросом на научно-методическое сопровождение перехода гимназии на новый этап её развития. В 2022 г. лаборатории проектной и исследовательской деятельности для Северской гимназии был подготовлен план стратегической работы, в гимназии из педагогов были сформированы творческие группы по четырем направлениям. В феврале 2023 г. педагоги гимназии презентовали экспертам ТГПУ результаты своей работы, получили обратную связь и план дальнейших действий.

Кроме вышеупомянутой работы, в марте была совместно «упакована» инновационная разработка Северской гимназии. Ключевым аспектом которой является формирование проактивной позиции у школьников, заключающейся в умении проявлять инициативу и брать ответственность за свои решения и действия. У гимназии есть многолетний практический задел, подтверждающий эффективность данного подхода.

Парк инновационных образовательных практик помогает разработчикам качественно «упаковать» их инновационные разработки: выделить уникальность, определить в чем состоит научная новизна, в том числе, обеспечивающая практическую значимость, провести сравнительную оценку и выделить преимущества перед аналогичными разработками.

«Мы можем много и долго рассказывать о своей работе, но самое ценное – это получать обратную связь от педагогов и управленцев, с которыми была проделана эта работа.» – Резюмировала Лариса Куровская. – «Поэтому хочется закончить выступление отзывом Киры Кручининой, заместителя директора по методической работе Северской гимназии: «Эксперты педагогического университета, осуществляют научно-методическое сопровождение, помогают учителям школы находить смыслы, анализировать процессы, выстраивать педагогические маршруты, создавать обновленное видение перспектив развития гимназии в целом и, как следствие, – формулировать перспективы развития современной школы».

Дискус4 
 

Одно из ключевых событий форума III Международного научно-образовательный форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» – обсуждение в формате дискуссионной площадки инновационно-образовательного ландшафта Томской области. Участие в мероприятии приняли Высшая школа экономики, ТГПУ, управленцы общеобразовательных организаций Томска.

ТГПУ и ВШЭ ведут научно-исследовательскую работу в рамках работы Парка инновационных образовательных практик, где важной прикладной задачей является определение критериев и индикаторов мониторинга развития инновационно-образовательной системы с разработкой возможных сценариев и рекомендаций для образовательной политики на основе описания и прогноза институционального дизайна и регионального ландшафта. Томский регион интересен как пространство развитых и разнообразных исследовательских инновационных образовательных практик и инновационных площадок.

По мнению дискутантов, можно констатировать огромное разнообразие инновационных практик и наличие исторических школ в инноватике региона, уникальность его образовательного ландшафта. В то же время есть проблема отсутствия связности и налаженных коммуникаций между различными ступенями образования (в том числе системой ОО и вузами) и необходимость выстраивать взаимовыгодные отношения. Не менее значимой проблемой является формирование критериев определения: что такое инновации, по каким параметрам устанавливать инновационные образовательные организации.

В свете вышесказанного участники площадки высказали мнение о необходимости создать карту инновационно-образовательного ландшафта Томской области, отметив при этом необходимость учета ряда важных моментов.

Н.А. Семенова, зав. НИ лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП ТГПУ, директор ИРПО, канд. пед. наук: «Картирования образовательной экосистемы станет вариантом решения задачи ориентирования и образовательной маршрутизации для образовательных работников, молодых педагогов и студентов педагогического вуза в разнообразии инновационных школ и практик региона. ТГПУ в целом и Институт развития педагогического образования через картирующий дизайн образовательного пространства региона могли бы взять на себя функции такого маршрутизатора, интегратора и координатора инновационной образовательной деятельности региона».

А.П. Глухов, зав. НИ лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ТГПУ, канд философ. наук: «Цифровые инструменты и платформизация могут повысить связность регионального образовательного пространства, а вхождение в образовательное пространство EdTech-компаний  будет способствовать усилению здоровой конкуренции и привнесению бизнес-стандартов клиентоориентированности, адаптивности и эффективности в образовательное поле, что позволит преодолеть его некоторый консерватизм и академичность».

Дискус3 Дискус2 Дискус 

3 
 

17 марта в Томском Педагогическом стартовал III Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения».

Пленарное заседание конференции «Миссия педагога в современной реальности» открыл ректор ТГПУ Андрей Макаренко: «Сегодня мы в третий раз открываем форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», уже ставший традиционным. В Год педагога и наставника наш университет должен занять активную позицию, и сегодня на научно-практической конференции «Миссия педагога в новой реальности» мы обсудим, как не просто догнать время, но и опередить его. Наши преподаватели обучают профессии будущих учителей, и мы должны использовать не только современные технологии и подходы, но и понимать, что после выпуска студенты пойдут в школы и столкнутся с новой нормальностью, к которой мы должны их подготовить. Это поистине ответственная миссия, и я уверен, что участники форума смогут не просто обсудить имеющиеся научные исследования, но и обменяться опытом с коллегами из зарубежья для дальнейшей эффективной работы».

После пленарного заседания форум продолжился работой трех секций. Одна из секций «Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций» была посвящена проблемам генерации и реализации инновационных образовательных проектов.

Лариса Куровская, директор Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кандидат биологических наук прокомментировала особенности сопровождения инновационных разработок в образовании: «Далеко не все педагогические команды, которые позиционируют себя как транслирующие инновационный опыт, проводят оценку научной новизны и того, насколько их подход более эффективный по сравнению с другими, подтверждая это сравнительными качественными и количественными показателями оценки эффективности. Зачастую это невозможно сделать в силу разных причин. Возможно, применение подхода к определению научно-технических инноваций будет полезным и для педагогов-инноваторов. Для этого необходимо определить, что конкретно разрабатывается (технология, методика, алгоритм, способ и др.), какие образовательные результаты ожидаются от этих нововведений (в сравнении с аналогичными разработками), какая научная новизна лежит в их основе».

Докладчики, научные сотрудники Парка инновационных образовательных практик, педагоги образовательных организаций общего и высшего образования представили свои инновационные разработки. Все доклады вызвали большой интерес у участников конференции и оживленную дискуссию.

Екатерина Смалёха, мл. науч. сотр. НИ лабораторией инклюзивного образования Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ представила разработку модели профессиональных испытаний с использованием игровых технологий для повышения готовности к профессиональной дефектологической деятельности.

Ольга Камнева, мл. науч. сотр. НИ лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных практик ИРПО рассказала о разработке алгоритма использования элементов неформального образования для развития человеческого потенциала при формировании цифровых компетенций будущих педагогов средствами инновационных образовательных пространств.

Андрей Глухов, канд. филос. наук, доцент, заведующий НИ лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ выступил с двумя докладами о методологических подходах к картированию региональной инновационно-образовательной экосистемы и использование цифровых аватаров как элемент цифровой грамотности педагога.

Сергей Колпаков, канд. пед. наук, науч.сотр. НИ лаборатории метаметодики Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ представил феноменологическое описание прецедента: как инновация становится реальностью.

1 2 4

 Кат1 
 

Парк инновационных образовательных практик продолжает серию научно-методических семинаров. Следующий семинар подготовил и провел Сергей Катаев, ведущий научный сотрудник НИ лаборатории педагогический измерений и качества образования Парка ИОП ТГПУ, доктор технических наук, профессор.

На семинаре Сергей Катаев рассказал о некоторых результатах инновационной работы лаборатории – методе построения комплексной модели выпускника педагогического вуза, которая может выступать в качестве основы при создании системы мониторинга качества образовательного процесса. В модели учитываются психологические и социально-демографические факторы, а также принимаемые студентами решения в области профессиональной карьеры.

Данные для создания модели получали путем опроса студентов физико-математического и биолого-химического факультетов ТГПУ.

«Особенностью модели является использование в ней оценок степени сформированности компетенций, определенных в количественных шкалах. Модель можно рассматривать как способ описания потенциальных возможностей специалиста, к выполнению каких функций он готов и какими качествами обладает. Подобные модели позволяют не только отличать одного специалиста от другого, но и ранжировать по уровню (качеству) подготовки специалистов одного и того же типа», – поясняет разработчик.

Полученные результаты работы позволяют сделать вывод, что реализация обратной связи посредством отслеживания и анализа динамики компетентностных портретов может быть особенно полезной при ее регулярном применении на разных этапах обучения. Это дает, кроме всего прочего, возможность проследить развитие компетенций как отдельного учащегося, так и всего коллектива.

В дискуссии приняли участие проректор по научной работе Елена Полева, сотрудники научно-исследовательских лабораторий Парка инновационных образовательных практик и руководитель Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования – Михаил Червонный. В результате обсуждения были предложены дополнительные интересные подходы и решения, которые планируется апробировать сотрудниками лаборатории в работе Парка ИОП ТГПУ.

Кат2 Кат3 Кат4 

 
Сайб6  
 

В Губернаторском Светленском лицее Томской области, который является экспериментальной площадкой Парка ИОП ТГПУ и федеральной инновационной площадкой Министерства просвещения РФ, состоялась педагогическая конференция,  в  которой приняли участие представители  32-х школ Томского района.

Директора и учителя школ томского предместья обсудили первые итоги внедрения в школах элементов концепции эмоционального образования.

Новая модель развития современной школы «Эмоциональное образование» разработана народным учителем России, лауреатом премии правительства России в сфере образования и науки, директором лицея, заведующим лаборатории эмоционального образования Парка ИОП Александром Сайбединовым.  По его учебникам «Изобразительное искусство»,  изданным издательством  «Просвещение», уже два года занимаются ученики первых и вторых классов в школах Томского района.

Основная идея концепции — системное  развитие творческого мышления способного оказать позитивное влияние  на процесс обучения в целом, с помощью ресурса предметов художественно-эстетического цикла. 

Два года назад педагоги школ Томского района взяли на вооружение передовой  инновационный опыт и получили позитивные  образовательные эффекты.

Сайб Сайб2  Сайб5 Сайб3 

к 
 
19 апреля 2023 г. в 16:20 состоится Дискуссионная площадка «Инновационно-образовательный ландшафт: карта и маршрут для томского региона», которая организована Институтом развития педагогического образования и Парком инновационных образовательных практик в рамках III Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения».
 

Мероприятие состоится в главном корпусе ТГПУ, ул. Киевская 60, каб. 312 (рекреационный зал), ссылка для онлайн подключения: https://bbb.tspu.edu.ru/b/zxx-vfn-nvz-bof.

Вопросы для обсуждения: 

  • Что такое инновации в образовании?
  • Можно ли Томский регион назвать инновационным в сфере образования? В чём уникальность образовательного ландшафта Томского региона как ресурса развития его инновационной активности?
  • Кому и зачем нужна карта образовательных инноваций? Какие образовательные и другие организации (библиотеки, музеи, медиа, коворкинги, клубы и др.) могли бы включиться в инновационно-образовательный процесс региона и в каком формате деятельности?
  • Какова должно быть карта образовательных инноваций региона?
  • Какой характер носят отношения между отдельными инновационными образовательными организациями в регионе (симбиоз, конкуренция, кооперация, коллаборация, сетевое партнерство)? Что мешает возможному партнерству?

Контактное лицо: Глухов Андрей Петрович, заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ТГПУ, ведущий эксперт лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., 8-913-107-09-02.

IMG 1719 
 

8 апреля 2023 года состоялся XIV Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!» (далее Конкурс), который был организован и проведен факультетом дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики и НИ лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

Целью конкурса являлось содействие интеллектуальному и творческому развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к исследовательской и проектной деятельности, развитие познавательной инициативы и активности, формирование универсальных учебных действий познавательного характера и их предпосылок.

Всего на конкурс было подано более 100 заявок. Половина участников приняли участие в дистанционном формате, присылая видеоролики и инфографику о результатах своих исследований и проектов. Большой интерес к конкурсу проявили школьники из Республики Тыва.

Около 50 юных исследователей представили работы очно в различных тематических направлениях и показали многообразие интересов. Работы были представлены в секциях: «Математика, техника, технологии», «Естественные науки и человек», «Культура и общество», «Проекты», «Я познаю мир».

Участники представили интересные работы и результаты: способы управления виброходом, математические фокусы, исследование йода, влияние света тепла и воды на вегетативную систему растений, можно ли вырастить томаты на картофеле и многое другое.

Абсолютно все участники получили дипломы в индивидуальной номинации. Все педагоги-кураторы получили благодарственные письма за подготовку участников конкурса.

Работы участников оценивали жюри, в которое входят преподаватели ТГПУ, методисты и педагоги образовательных учреждений.

«Хочется отметить высокий уровень организации Областного конкурса детских исследовательских работ “Твори! Исследуй! Пробуй!”. На секции “Математика, техника, технология”, где я выступала в роли члена жюри, была создана благоприятная атмосфера, способствующая развитию у участников навыков исследования, критического мышления, коммуникации и самопрезентации. Разнообразие направлений исследований, глубина погружения в темы и открытость юных исследователей дают возможность говорить о важности роли данного конкурса в развитии исследовательской культуры у школьников Томского региона», делится член жюри Камнева Ольга, сотрудник Парка ИОП.

«Конкурс «Твори! Исследуй! Пробуй!» проводится в ТГПУ уже четырнадцатый год и третий год включает номинации для старших дошкольников, что соответствует запросам родителей и воспитателей детских садов, стремящихся поддерживать детскую исследовательскую инициативу, – рассказывает Наталия Семенова, директор ИРПО ТГПУ. – Конкурс предоставляет возможность детям показать свои достижения в исследовательской работе, педагогам – посмотреть подходы к организации детских исследований в других образовательных учреждениях».

Поздравляем всех участников конкурса! Благодарим воспитателей, учителей, педагогов доп. образования, родителей за подготовку и организацию детей для участия в конкурсе.

Больше фотографий с мероприятия: https://vk.com/favorite_school_projects 

IMG 1439 IMG 1433 IMG 1763 IMG 1499 IMG 1777 

C3A3098E 4991 492F 8D42 B6B70387037F 
 
8 апреля в 9:00 состоится XIV Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!».
Конкурс пройдет по адресу г.Томск , ул.К.Ильмера 15/1., корпус ТГПУ.
 

187bfdc2faedd358a340d1a8153188f5 800x  
 

Уважаемые коллеги!

Приглашаем ваших обучающихся 1-11 классов и студентов СПО принять участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по цифровой грамотности, которую организует Научно исследовательская лаборатория киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников и Педагогический технопарк «Кванториум» имени народного учителя СССР Бориса Ивановича Вершинина ТГПУ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ). 

Участие в Олимпиаде позволит повысить образовательную активность обучающихся в развитии цифровой грамотности и навыков в области ИКТ, приобщить их к цифровой культуре, а также способствовать развитию познавательных способностей и расширению кругозора.

Олимпиада пройдет с 3 апреля 2023 г. по 25 апреля 2023 г. в онлайн формате с использованием платформы Online Test Pad.

Олимпиада включает в себя четыре номинации (указан доступ к заданиям по ссылке) :

«Цифровая грамотность. 1-4 класс»:  https://onlinetestpad.com/bzskt3hgoerqi

«Цифровая грамотность. 5-9 класс»:  https://onlinetestpad.com/awj2vgi25jnji

«Цифровая грамотность. 10-11 класс»:  https://onlinetestpad.com/kxpipi4a5day6

«Цифровая грамотность. СПО»: https://onlinetestpad.com/rxfrrglzexfok

На заполнение анкеты «Самооценка цифровой грамотности» (находится внутри теста) отводится 10 минут, на выполнение 25 тестовых заданий – 30 минут.

В результате заполнения анкеты и выполнения всех тестовых заданий определяется общий уровень цифровой грамотности обучающихся, исходя из трех возможных: развивающий, базовый, высокий.

Результаты выполнения всех заданий формируются автоматически системой и предъявляются участнику в виде количества баллов сразу после завершения тестовой части.

Всем участникам Олимпиады направляются электронные сертификаты ФГБОУ ВО ТГПУ.

Победителям и призерам Олимпиады направляются дипломы в электронном виде ФГБОУ ВО ТГПУ. 

Педагогам, подготовившим участников, направляются благодарственные письма ФГБОУ ВО ТГПУ в электронном виде.

Подробная информация в документах:

Информационное письмо

Положение

Вопросы по олимпиаде: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

 

ocr 1 
 

Губернатор Томской области Владимир Мазур на 10-м Московском международном салоне образования на ВДНХ представил уникальный опыт работы Губернаторского Светленского лицея – экспериментальной площадки Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

В дискуссии приняли участие директор центра Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий, ректор Академии Минпросвещения РФ Павел Кузьмин, министр образования Московской области Илья Бронштейн и главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов.

Томский опыт вызвал неподдельный интерес как на федеральном, так и региональном уровне. Министр образования Московской области отметил, что «томичи абсолютно правы: необходимо закладывать в наших детях жажду творчества, основы вечных ценностей, иначе за нас все сделает нейросеть».

Также на московском образовательном салоне томский губернатор и министр просвещения РФ Сергей Кравцов открыли выставку «Учителями славится Россия», посвященную Году педагога и наставника. На ней представлены живописные картины учащихся Губернаторского Светленского лицея, причем часть авторов приехали на мероприятие.

Директор лицея, народный учитель России, заведующий НИ лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ Александр Сайбединов делает акцент на творческие предметы. Уникальность лицея в том, что несмотря на большой удельный вес творческих предметов, выпускники демонстрируют лучшие знания в ОГЭ и ЕГЭ и завоевывают награды на всероссийских олимпиадах по робототехнике и промышленным технологиям. При этом лицей практикует не элитарное, а массовое образование.

«Педагоги лицея успешно раскрывают в детях творцов. Не случайно этот опыт зародился не где-то, а в нашем Томске, студенческой столице России, в которой учатся молодые люди из 79 регионов и стран. Я уверен, что вы влюбитесь в наш лицей, заразитесь концепцией эмоционального образования так же, как в свое время влюбился и заразился председатель правительства Михаил Мишустин, многие наши министры, академики, послы, побывавшие в замечательных лицейских стенах. Говорю об этом и как губернатор, и как глава попечительского совета, и как отец», – отметил Владимир Мазур.

В присутствии Владимира Мазура Илья Бронштейн и Александр Сайбединов подписали соглашение о сотрудничестве между министерством образования Подмосковья и Губернаторским Светленским лицеем Томской области.

ocr  0e1ca44de81358b851c4f780a416f98ed1a81fd7

  1. Представители Минпросвещения России, Академии Минпросвещения России и педагоги СФО встретились с научным коллективом лаборатории Эмоционального образования
  2. XIV Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!»
  3. Участие в международном форуме «Евразийский образовательный диалог», посвященный 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского
  4. В ТГПУ прошли мастер-классы педагогов стажировочных площадок научно-методического центра и экспериментальных площадок Пара ИОП
  5. Управленческие и методические особенности организации образовательной среды совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и педагогов в процессе реализации профориентации
  6. Научный диалог о развитии дефектологической науки в России и за рубежом состоялся в ТГПУ
  7. Приглашаем к участию в конференции «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом»
  8. Конференция «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом»
  9. Опыт внедрения концепции эмоционального образования в школах Томского района
  10. Научно-методический семинар по инклюзивному образованию

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск