Новости

В большом зале Администрации Томской области прошло торжественное собрание, приуроченное к 300-летию Российской академии наук и Дню российской науки. Губернатор Томской области Владимир Мазур наградил ученых, педагогов и студентов ТГПУ, в том числе, научных сотрудников Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ.

Знаком отличия «За заслуги в сфере образования» награждена сотрудник научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик, заведующий кафедрой кафедры безопасности жизнедеятельности, доцент, кандидат физико-математических наук Елена Синогина.

Софья Ломовская, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик, стала Лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры среди студентов вузов. Софья занимается изучением уровня цифровой грамотности в области безопасного интернета среди педагогов и родителей, а также безопасной киберсоциализацией школьников. Научно-исследовательской работой Софья занимается, начиная с 3-го курса, под руководством научного руководителя, Елены Синогиной.

 

 

 

В Парке инновационных образовательных практик ТГПУ прошел круглый стол «Использование искусственного интеллекта в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?»

Научно-исследовательская лаборатория киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ в рамках празднования Дня российской науки организовала проведение Круглого стола о перспективах внедрения технологий генеративных нейросетей и допустимости их использования в работах студентов (в том числе, при написании дипломной работы).

В ходе Круглого стола «Использование искусственного интеллекта в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?» был поднят широкий круг вопросов, связанный с внедрением искусственного интеллекта (далее – ИИ) в учебный процесс организаций общего и высшего образования:

  • Каковы сложившиеся практики использования ChatGPT и ИИ студентами?
  • Является ли академическим мошенничеством использование таких инструментов при выполнении заданий в области академического письма (контрольные и курсовые работы, ВКР)?
  • Нужно ли студентов специально учить использованию технологий ИИ и созданию запросов ChatGPT? Необходимо ли регулировать использование ChatGPT и инструментов ИИ в оцениваемых работах студентов через локальные нормативные акты ОУ?
  • Что следует регламентировать в первую очередь (запрет, маркировка использования)?
  • Как ChatGPT и ИИ влияют и повлияют в будущем на качество обучения? Готовы ли к этому общество, государство, работодатели?

Заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды ИРПО ТГПУ Андрей Глухов во вводной части описал национальные стратегии развития технологий ИИ в различных странах, существующие этические и законодательные ограничения, разрабатываемые  в рамках этических кодексов, законодательных инициатив и Руководств по использованию (в том числе,  Руководства ЮНЕСКО по  использованию генеративного ИИ в образовании и научных исследованиях), а также результатах исследования Лаборатории факторов и барьеров цифрового принятия/сопротивления внедрению технологий ИИ в образование со стороны педагогического сообщества (учителей, преподавателей, студентов).

Научные сотрудники Института дистанционного образования НИ ТГУ  аналитик-исследователь лаборатории непрерывного образования Яков Дмитриев и специалист отдела методического сопровождения электронного обучения  Ульяна Савченко рассказали о результатах анализа проведенного большого социологического опроса, посвященного описанию образовательных практик студентов и преподавателей ТГУ по использованию ChatGPT и других генеративных нейросетей, а также о методических приемах использования генеративных нейросетей в работе преподавателя.

Профессор кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ Вячеслав Алексеевич Стародубцев высказал позицию о допустимости использования ChatGPT на стадиях предварительного поиска информации и подготовки аналитики студентами. Преподаватель Томского государственного педагогического колледжа Елена Степаненко рассказала о собственном опыте использования в работе генеративных нейросетей и практиках студентов колледжа. Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП ТГПУ, сделала акцент на роли преподавателей в повышении культуры работы студентов с информацией. Сотрудники технолого-экономического факультета ТГПУ Елена Сазанова, Ольга Санфирова, Татьяна Петрова, Руслан Пак, Нина Скачкова и Альфира Бодрова высказали свои установки и видение вариантов использования ИИ в деятельности педагога, учебном процессе и оценке студентов.

В целом, все участники Круглого стола согласились с оценкой подрывного потенциала технологий ИИ в образовании и необходимости выработки общих рамок видения, организации и допустимых вариантов использования технологий ИИ в образовании совместно педагогическим сообществом, государством и работодателями с целью повышения качества образования.    

 

 

 

На заседании Регионального учебно-методического объединения рассмотрели опыт методической работы Северского Ресурсного центра образования

13 февраля 2024 года состоялось заседание Регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Томской области (далее – РУМО).

На заседании присутствовали члены РУМО, в том числе Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП ИРПО ТГПУ: "Помимо плановых мероприятий очень интересно было познакомиться с опытом неформального взаимодействия педагогов города Северск в рамках педагогической маёвки и педагогического капустника. Подобные мероприятия усиливают сетевое взаимодействие образовательных организаций и повышают у педаогов мотивацию к работе".

Представители Муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск "Ресурсный центр образования" (МАУ ЗАТО Северск «РЦО») представили опыт организации методической работы на уровне муниципального образования.

Эффективные практики и мероприятия представили руководители МАУ ЗАТО Северск «РЦО»: директор Алла Ниякина, заместитель директора Алёна Довгалева, начальник СМР Елена Тулякова. В докладах выделены основные направления методического обеспечения образовательной деятельности по реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС и формы взаимодействия службы мониторинга и развития с педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций ЗАТО Северск.

Ольга Немец, заместитель заведующего «ЦРР-детский сад №60», рассказала об эффективности совместной методической работы.

По итогам мероприятия МАУ ЗАТО Северск «РЦО» и ТГПУ запланировали организацию совместного семинара для педагогов г. Северск.

С Днём Российской науки!

Дорогие коллеги! Научные работники, преподаватели, аспиранты и студенты!

Поздравляем вас с Днём российской науки!

Научные достижения - это ресурс, который обеспечивает развитие, процветание и технологический суверенитет нашей страны.

Педагоги-исследователи вносят значимый вклад в развитие отечественной педагогической науки и практики!

Парк инновационных образовательных практик желает вам успехов в профессиональной деятельности, энергии в создании и реализации инновационных проектов! 

 

14 февраля состоится круглый стол «Использование искусственного интеллекта в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?»

Уважаемые коллеги, преподаватели, руководители образовательных учреждений и подразделений!


Приглашаем Вас принять участие в круглом столе на тему "Использование ИИ в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?", организованном научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования инновационной образовательной среды Парка инновационных образовательных практик (Институт развития педагогического образования) ТГПУ.

Дата проведения: 14 февраля 2024 года.
Время: 14:00.
Формат мероприятия: гибридный. 
Местоположение: Научная библиотека Томского государственного педагогического университета  Герцена, 66, 312 ауд.

Главная цель круглого стола - обмен мнениями и оценками практик использования инструментов искусственного интеллекта, в частности ChatGPT и подобных генеративных технологий, в академическом письме студентами и их потенциальным влиянием на образовательный процесс.

В рамках круглого стола мы планируем рассмотреть следующие важные вопросы:

  • Обзор существующих практик использования инструментов искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, среди студентов.
  • Оценка того, может ли применение таких инструментов считаться академическим мошенничеством, особенно при выполнении контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
  • Рассмотрение необходимости целенаправленного обучения студентов навыкам работы с технологиями ИИ и составления эффективных запросов в ChatGPT.
  • Определение потребности в разработке локальных нормативных актов для регулирования использования ChatGPT и других инструментов ИИ в оценочных академических работах.
  • Разработка рекомендаций по регламентации использования ИИ: установление ограничений, необходимость маркировки использования и др.
  • Прогнозирование влияния ИИ на качество обучения в будущем и готовность к этим изменениям общества, государства и работодателей.

    Мы настоятельно рекомендуем вам включиться в этот актуальный и весьма значимый для академического сообщества диалог. Ваши взгляды и опыт помогут определить направление развития новых педагогических подходов в эпоху цифровизации образования.

    С нетерпением ждем вашего активного участия и продуктивного общения!
    Парк инновационных образовательных практик ТГПУ
    Институт развития педагогического образования ТГПУ
Новые учебники ускорят процесс внедрения Эмоционального образования в школы Томского района

В издательстве «Просвещение» вышло учебное пособие «Изобразительное искусство. 3 класс». Автор Александр Сайбединов, заведующий Научно-исследовательской лабораторией Эмоциональное образование Парка ИОП.

Концепция эмоционального образования уже третий год внедряется в школы Томского района и новые учебники будут уже в этом году использоваться в учебном процессе. 

Результаты работы обучающихся школ Томского района, работающих по авторской программе, системно выставляются в виртуальной картинной галерее на сайте Экспериментальной площадки Парка ИОП.

Юлия Дубовицкая, начальник управления образования Томского района, оценила результаты внедрения концепции в другие школы: «Нам был важен не столько эксперимент как таковой (Александром Геннадьевичем к тому времени уже был наработан серьезный опыт, который давал интересные результаты), сколько возможность посмотреть, как покажет себя концепция в муниципальной образовательной системе. Кроме того, нужно было понять, насколько методики Эмоционального образования будут сочетаться с практикой преподавания в сельской школе, а также увидеть, какими могут быть результаты с учетом того, что у нас в районе 34 школы и образование не элитное, а массовое. Спустя два года могу однозначно заявить, что отказавшихся или вышедших из эксперимента школ, либо педагогов, не справившихся с работой в его рамках, в Томском районе нет. Будем продолжать движение в выбранном направлении. В ближайших планах на первом месте – начальное звено».

В настоящее время коллектив лаборатории готовит к изданию учебное пособие для 4 класса.

 

Андрей Глухов выступит на конференции «Катализатор инноваций в образовании» в НИУ ВШЭ

 

21–22 декабря НИУ ВШЭ проводит конференцию «Катализатор инноваций в образовании». Участие в ней примет заведующий Научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО Андрей Глухов.

Ключевые блоки программы:

  1. Распаковка свежих трендов образования.
  2. Рецепт приземления ИИ в реальные задачи.
  3. Формула поддержки образовательного стартапа.

ВШЭ и ТГПУ являются партнерами: вместе вузы реализуют проект Зеркальных лабораторий по теме «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации». На конференции в рамках панельной дискуссии «Экосистемы поддержки и развития образовательных инноваций: механизмы, дефициты и точки роста» Андрей Глухов презентует совместное исследование НИУ ВШЭ и ТГПУ региональных экосистем развития инноваций.

Выступления спикеров будут транслироваться в Zoom. Участие в конференции бесплатное, необходима регистрация (на указанный адрес электронной почты будут направлены ссылки для подключения).

Ссылки на регистрацию и программу

Итоги IV Всероссийской научно-практической конференции

15 – 16 декабря прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся».

Организаторы мероприятий: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников.

Открыла конференцию Елена Полева, проректор по научной работе ТГПУ: «Тема конференции очень актуальна. Для педагога иметь не только проектную культуру, но и проектное мышление – это очень важно! Без этого не формируется проектная культура наших обучающихся. Поэтому без связки «проектная культура педагога – проектная культура обучающегося» не может быть проектной культуры вообще. Многозадачность, которая предполагается проектной деятельностью – умение видеть результат, цель, умение понимать, какие ресурсы нужны для достижения этой цели, умение планировать, умение выстраивать коммуникации в рамках проекта, исследовательская составляющая проекта – это база, это основа для системы образования».

С приветственным словом выступил Алексей Обухов, кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва: «В современном мире педагог уже не транслятор знаний, а проектировщик педагогических действий. Я считаю, что данная тема очень актуальна в наше время, так как современные дети должны владеть проектной и исследовательской культурой, но возникает вопрос, где осваивать эту культуру. На помощь должен прийти педагог, который сам является носителем данной практики».

Первый доклад на тему «Технологии обучения школьников и студентов в парадигме STEAM-образования» представил Михаил Червонный, доктор  педагогических наук, профессор ТГПУ. «Steam-образование отражает совершенно новый уклад современной науки и, мне кажется, что это очень важно понимать педагогу всех уровней образования, чтобы реализовать правильные подходы и применять те технологии, которые конвергируют современные технологии с различными науками», - прокомментировал докладчик.

Завершила пленарное заседание директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Семенова с докладом «Исследовательская и проектная культура педагога и обучающихся»: «Проектно-исследовательская деятельность - неотъемлемая часть в образовании. Исследовательская и проектная культура развивается постепенно, молодые педагоги пока частично осознают данную часть своей проф. деятельности. Встает вопрос, как мотивировать будущих педагогов и как правильно поддерживать их инициативу».

Дальнейшая работа конференций распределялась по шести трекам:

Трек 1. Формирование проектной и исследовательской культуры обучающихся: ресурсы гуманитарных и творческих направлений;

Трек 2. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в естественнонаучном направлении;

Трек 3. Развитие исследовательской и проектной культуры в рамках междисциплинарных тематик;

Трек 4. Исследовательская и проектная деятельность в образовании: организационные и управленческие решения;

Трек 5. Компетентностный подход в развитии культуры проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

Трек 6. Методические аспекты организации проектной и исследовательской деятельности: от детского сада до профессионального обучения.

Лариса Куровская, руководитель парка ИОП, модератор Трека №6  прокомментировала работу своего трека: "В нашем треке были доклады педагогов дошкольного, среднего общего, дополнительного и профессионального образования. Было интересно отметить как меняется фокус внимания педагога в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся разного возраста. В дошкольном и дополнительном образовании - это поддержка детской инициативы и любознательности. Школьные педагоги работают над мотивацией детей к проектной и исследовательской деятельности, в том числе с применением цифровых инструментов. В профессиональном образовании формируются компетенции, необходимые обучающимся в их дальнейшей профессиональной деятельности. Такое общение было очень полезным"

 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ С КОНФЕРЕНЦИИ

СЕРТИФИКАТЫ

 

WhatsApp_Image_2023-12-18_at_11.19.24.jpg

        

Сотрудники лаборатории эмоционального образования провели семинар для педагогов Республики Татарстан

С 27 по 29 ноября Александр Сайбединов вместе с другими сотрудниками Научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования провели для педагогических и руководящих работников образования республики Татарстан обучающий семинар "Эмоциональное образование. Взгляд в будущее". Семинар состоялся при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Активный интерес к инновационной педагогической концепции сформировался после визита руководящих работников образования республики Татарстан в Губернаторский Светленский лицей.

Александр Сайбединов представил концепцию эмоционального образования на Всероссийской конференции «Управление развитием функциональной грамотности», которую проводили Казанский Федеральный Университет и Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Министр Ильсур Хадиуллин в рамках Года педагога и наставника вручил Александру Сайбединову от Министерства образования и науки Республики Татарстан знак отличия "Почётный наставник" за личные заслуги в содействии молодым педагогам в их профессиональном становлении».

В Парке студенты представили кейсы применения генеративных сетей в образовании

В ИРПО прошёл творческий конкурс студенческих проектов «ИИдейный баттл (лучшие кейсы применения генеративных сетей в образовании)».

Организаторы: Парк ИОП и Институт развития педагогического образования

Мероприятие организовано в рамках реализации совместного партнерского проекта зеркальных лабораторий (научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ (ПИОП) и лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) "AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации" (Соглашение о научном сотрудничестве № 6.13.1. -02/150823-1 20/06 от 15.08.2023), посвященного исследованию использования технологий искусственного интеллекта в образовании).

28 ноября магистранты Института развития педагогического образования ТГПУ (ИРПО) в рамках занятия по дисциплине «Цифровые инструменты в управлении образованием» представили свои проекты в области внедрения технологий искусственного интеллекта в образование. 

Мероприятие было приурочено ко Второй неделе творческой педагогики, которая проводится в Томском педагогическом университете с 27 ноября по 1 декабря 2023 г.

Всего было представлено семь проектов, содержание которых варьировалось от применения генеративных нейросетей для повышения качества обучения в дошкольных и общеобразовательных учреждениях до повышения квалификации педагогов и управления административными процессами в образовательных организациях. Широким был спектр применяемых технологий ИИ и используемых типов генеративных сетей, от чата GPT, основанного на семантических моделях, до генерирующих визуальный и видеоконтент нейросетей (Кандинский 3.0).

Студенты магистратуры сами использовали технологии искусственного интеллекта в подготовке своих проектов и работали над ними в малых группах, что позволило участникам активно взаимодействовать и сотрудничать, обмениваться идеями, делиться мнениями и взаимно помогать друг другу в решении задач.

Результаты конкурса оценивало жюри в составе директора Института развития педагогического образования, к.пед.н., доцента Семеновой Н.А., заведующего научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды, к.филос.н., доцента Глухова А.П., заведующей кафедрой безопасности жизнедеятельности, к.физ.-мат.н., доцента Синогиной Е.С.

В результате обсуждения жюри, на основании таких критериев оценивания, как креативность, практическая применимость, инновационность, качество выполнения, потенциал и возможности масштабирования, презентация и коммуникация награды были распределены следующим образом:

Гран-при конкурса получил проект «Путеводитель в мир искусственного интеллекта «Разум алгоритмов»» магистрантов группы 729М Карнауховой Е.В. и Андаевой Е.Е.;

1-ое место завоевал проект «SMART ENGLISH class» Егоровой Ю.А., Ли А.С., Байгуловой Д.А.;

2-ое место занял проект «Как можно построить урок русского языка, с помощью нейросетей? (на примере темы: «Диалектизмы»)» Геворгян А.Г., Дорожкиной Е.А.;

3-е место занял проект «Внедрение технологий искусственного интеллекта в педагогическую деятельность дошкольной организации» Матросовой К.В., Муравлевой Е.К.

Победившие на конкурсе проекты обладают несомненной практической значимостью, инновационностью и креативным исполнением и могут быть внедрены в учебный процесс.

«Проекты по использованию технологий искусственного интеллекта в образовании, представленные сегодня, впечатляют своей практической ценностью, готовностью к применению в образовательной деятельности. Подходы, выбранные группами, являются весьма инновационными и уникальными, и результаты их труда явно говорят сами за себя. Идеи, представленные в проектах, не только креативны, но и чрезвычайно оригинальны, позволяют взглянуть на педагогическую деятельность с новой и захватывающей перспективы. Качество проектов высокое, что свидетельствует об успешности изучения студентами предмета, в рамках которого они разрабатывались; проекты достойны самых высоких похвал. – оценила проекты директор ИРПО ТГПУ Наталия Семенова. – Я хотела бы порекомендовать участникам конкурса продолжать работу над проектами и после усовершенствования принимать с данными проектами участие во всероссийских конкурсах лучших педагогических проектов».

«Обучающиеся показали глубокое знание современных технологий ИИ и функционала конкретных генеративных сетей. Надеюсь, что данный конкурс и победившие проекты послужат одним из первых шагов, на пути внедрения технологий ИИ в образование. Наш исследовательский проект в рамках Зеркальных лабораторий ТГПУ и НИУ ВШЭ как раз нацелен на выявление и масштабирование подобных практик применения генеративных нейросетей в систему общего и высшего образования, - отметил заведующий лабораторией КФЦОС ТГПУ Андрей Глухов.

 

11-29_at_13.06.58_1.jpg

 

   

  

                 

 

 

 

 

 

 

  1. Экспериментальная площадка Парка ИОП провела региональный семинар "Проектное и исследовательское обучение: от пробных действий к функциональной грамотности"
  2. Александр Сайбединов представил опыт работы федеральной инновационной площадки на вебинаре МПГУ
  3. 29 ноября состоится семинар «Проектное и исследовательское обучение: от пробных действий к функциональной грамотности»
  4. 15-16 декабря состоится конференция с мастер-классами по проектной и исследовательской культуре педагога и обучающихся
  5. Трансфер результатов исследований лаборатории эмоционального образования
  6. За круглым столом обсудили вопросы трансформации высшего педагогического образования
  7. Потенциал генеративных нейросетей в образовании: возможности и принципы регулирования
  8. Представители Парка выступили экспертами на всероссийских площадках
  9. Педагоги из десяти регионов на два дня погрузились в среду Эмоционального образования
  10. За круглым столом обсудили вопросы педагогического образования и искусства

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск