Новости

Потенциал генеративных нейросетей в образовании: возможности и принципы регулирования

16 ноября 2023 в рамках Второго томского форума «Преобразование образования» прошла панельная дискуссия «Один интеллект — хорошо, а два — лучше? Потенциал генеративных нейросетей в образовании: возможности и принципы регулирования», организованный сотрудниками научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

Данное научно-исследовательское и презентационное мероприятиt разработано в рамках реализации совместного партнерского проекта зеркальных лабораторий (научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ и лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) "AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации"
(Соглашение о научном сотрудничестве № 6.13.1. -02/150823-1 20/06 от 15.08.2023), посвященного исследованию использования технологий искусственного интеллекта в образовании).

Дискуссия была посвящена актуальной тематике выявления и оценки практик использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе школы и вуза, а также выработке возможных принципов регулирования их применения в образовательных учреждениях.

Модерацию дискуссионной площадки осуществлял Андрей Глухов, кандидат философских наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией Киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО Томского государственного педагогического университета;

Живой интерес вызвали доклады:

  • Дианы Королевой (НИУ ВШЭ), рассматривающий зарубежные практики мягкого регулирования использования ИИ в образовании,
  • Ахмеда Эльгандура (ТюмГУ), описывающий конкретные практики и кейсы использования ИИ в учебном процессе Школы перспективных исследований (SAS), вплоть до делегирования ему процедуры промежуточной аттестации студентов по отдельным учебным курсам,
  • Арины Ивановой (НИ ТГУ), дающий предварительную оценку распространенности практик использования генеративных нейросетей среди студентов и преподавательского состава.

В программу мероприятия вошли следующие выступления:

  1. Ахмед Эльгандур руководитель образовательных проектов Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ (г. Тюмень), Елисеева Полина Александровна, Степанов Анатолий Дмитриевич, Матвеева Софья Александровна, студенты Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ (г. Тюмень), доклад «Педагогика вне человека: AI в университете».
  2. Диана Королева, PhD, заведующая лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва), доклад «Перспективы мягкого регулирования применения генеративных нейросетей в образовательном процессе на уровне образовательных организаций как способ легитимизации их использования».
  3. Арина Иванова, заведующая учебно-научной лабораторией непрерывного образования Института образования НИ ТГУ, доклад «Мотивация использования генеративного ИИ студентами и преподавателями и их представлениях о рисках применения».
  4. Андрей Глухов, Софья Ломовская, Елена Синогина, заведующий и сотрудники научно-образовательной лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ, доклад «Использование цифровых аватаров в образовании».
  5. Олег Донских, профессор, д.филос.н., заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук НГУЭУ, доклад «Образование как технология: останется ли место человеку?»
  6. Артур Дыдров, профессор, д.филос.н., директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии ФГАО ВО ЮУрГУ (НИУ) (г. Челябинск), доклад «Большие выводы из маленького кейса: соцопрос о нейросетях».

 Анастасия Андреева, сотрудница лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва) вместе с сотрудниками лаборатории КФЦОС Парка ИОП организовала в рамках круглого стола проведение серии брейнстормингов с целевыми аудиториями студентов, преподавателей и образовательных менеджеров с целью разработки правил использования искусственного интеллекта в образовательных практиках.

Брейнсторминг включал широкий круг вопросов:

  1. Перспективы трансформации: Каковы перспективы применения генеративных нейросетей в образовательных процессах? Как эта технология может содействовать инновационному развитию образования? Какие конкретные задачи и проблемы могут быть решены с помощью генеративных нейросетей в образовательных процессах?
  2. Кейсы использования и рекомендации: Как эффективно генеративные нейросети могут использоваться в качестве образовательных инструментов? Каковы результаты и опыт их применения в реальных образовательных проектах? Какие практические рекомендации и правила могут быть разработаны для эффективного использования генеративных нейросетей в образовании?
  3. Принципы регулирования: Как можно обеспечить прозрачность и надежность работы генеративных нейросетей в образовательных процессах? Какие этические, юридические и социальные аспекты необходимо учесть при использовании генеративных нейросетей в образовании? Какова роль государства, образовательных организаций и сообщества специалистов в регулировании и контроле использования генеративных нейросетей в образовании?
  4. Новая роль педагога: Как развитие и использование генеративных нейросетей может повлиять на роль и компетенции преподавателей? Каким образом они могут эффективно взаимодействовать с этой технологией? Какие вызовы и препятствия возникают при внедрении генеративных нейросетей в образовательные процессы и как их решить?
1611 3
 
1611 2

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск