Новости

Сотрудники лаборатории КФЦОС Парка ИОП  провели семинар в Томском государственном педагогическом колледже

Сотрудники лаборатории КФЦОС Парка ИОП  провели семинар в Томском государственном педагогическом колледже

26 октября 2023 года в Томском государственном педагогическом колледже сотрудники научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ТГПУ организовали и провели установочный семинар «Потенциал использования генеративных сетей и искусственного интеллекта в образовании» в рамках работы зеркальной лаборатории ТГПУ и Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ.

Целью проведения семинара было начальное ознакомление педагогического коллектива ТГПК с потенциалом и возможностями использования генеративных нейросетей и искусственного интеллекта в образовании и инициация сотрудничества в рамках проведения научно-образовательных мероприятий зеркальных лабораторий на базе педагогического колледжа как экспериментальной инновационной площадки исследования.

Заведующий лабораторией Андрей Глухов, научные сотрудники Елена Синогина и Софья Ломовская продемонстрировали педагогам ТГПК новейшие достижения в области генеративных нейросетей и возможности их применения в образовательном процессе. В семинаре участвовали порядка 40 преподавателей и представителей администрации колледжа.

На семинаре сотрудники лаборатории рассказали учителям о том, что сегодня представляют собой семантические и визуальные генеративные нейросети, обсудили решение педагогических, воспитательных и управленческих задач с помощью искусственного интеллекта, а также продемонстрировали возможности некоторых популярных действующих семантических и визуальных генеративных нейросетей – таких как навык голосового помощника Алисы «Давай придумаем», работающий на базе YandexGPT и нейросеть Kandinsky 2.2, позволяющую генерировать изображения по текстовым запросам. Была также затронута тема рисков использования генеративных нейросетей в образовании, в частности проблема недостоверности информации, предлагаемой нейросетями и вероятное снижение оригинальности мышления обучающихся в результате использования подобных умных помощников без должной обработки полученных результатов.

«На сегодняшний день педагоги достаточно напряженно и с опаской (что проявилось и в ходе обсуждения темы на семинаре) относятся к использованию генеративных нейросетей, так как полагают, что их студенты и так слишком часто используют GPT-чат, зачастую даже не понимая, насколько ошибочную информацию он им предлагает. Кроме того, существуют опасения вытеснения определенных категорий учителей с рынка труда и замены их искусственным интеллектом. Тем не менее, не удастся сделать вид, что данной технологии не существует, искусственный интеллект продолжает активно развиваться, и, вскоре, будет невозможно игнорировать его существование. Вопрос только в том, будет ли носить отношение к данной технологии конфронтационный характер или мы научимся сотрудничать и вступать в коллаборацию с искусственным интеллектом, увеличивая, за счет его применения, личную профессиональную производительность учителей, улучшая организацию учебного и воспитательного процесса, повышая качество образования и используя его во благо в образовательном процессе»,- резюмировал на основании проведенного семинара А.П. Глухов.

«Не надо бояться применения нейросетей и искусственного интеллекта в образовательной практике, наоборот, если учителя и преподаватели, обладая соответствующими навыками и компетенциями, возглавя Сотрудники лаборатория КФЦОС Парка ИОП  провели семинар в Томском государственном педагогическом колледжет процесс, это повысит их авторитет как специалистов с высоким уровнем цифровой грамотности среди обучающихся и позволит им управлять, процессом, определять для искусственного интеллекта роль эффективного инструмента в руках учителя, подчиняющегося воле человека», - отметила Е.С. Синогина.

Высказанные в ходе семинара тезисы и установки вызвали полярное отношение и бурную дискуссию. Результатом семинара стало активное обсуждение педагогами необходимости осознанного и ответственного подхода к использованию генеративных нейросетей и искусственного интеллекта в образовании. Были высказаны предложения о разработке соответствующих методических рекомендаций и обучающих программ и курсов ППК для педагогов, чтобы они смогли эффективно внедрять эти инновации в процесс обучения.

Установочный семинар в Томском государственном педагогическом колледже стал первым шагом в осознании потенциала использования генеративных сетей и искусственного интеллекта в образовании и намечающемся научно-образовательном сотрудничестве между лабораторией КФЦОС ТГПУ и Томским государственным педагогическим колледжем, которому предложена стать экспериментальной инновационной площадкой Парка ИОП. В дальнейшем перед преподавателями и сотрудниками лаборатории стоит задача дальнейшего изучения и апробации возможностей генеративных нейросетей и искусственного интеллекта в учебном процессе, с учетом обеспечения качества и достоверности информации, которую предоставляют эти технологии.

25–26 октября состоится II Всероссийская научно-практическая конференция «Эмоциональное образование. Взгляд в будущее». Мероприятие проводит Губернаторский Светленский лицей (Экспериментальная площадка Парка ИОП) совместно с Томским государственным педагогическим университетом и Департаментом общего образования Томской области. Конференция пройдет при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации.

На конференции будет представлен инновационный научно-практический педагогический опыт Губернаторского Светленского лицея и научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ИРПО ТГПУ под руководством Народного учителя России, лауреата Премии Правительства РФ в сфере образования и науки Александра Сайбединова.

Участники конференции познакомятся с принципиально новым видением развития современного школьного образования, уложенным в новую педагогическую концепцию «Эмоциональное образование», эффективно реализованную в педагогической практике и отвечающую на многие задачи и вызовы современного общества.

В рамках деловой программы состоятся заседания секций, дискуссионные площадки, круглый стол, презентация примеров эффективно реализованных управленческих решений и подходов.

Участникам представят основные кейсы Эмоционального образования:

  • системные механизмы развития творческого мышления и формирования научного мировоззрения,
  • модель интеграции общего и дополнительного образования,
  • синтез образования и воспитания в школе,
  • среда как системный самостоятельный образовательный ресурс,
  • непрерывное образование.

Регистрация: https://lyceum.tom.ru/emotional/reg.php 

Информационное письмо

 

WhatsApp_Image_2023-10-16_at_10.38.25.jpeg

Отзывы участников мероприятий парка в рамках педагогического фестиваля "Педфест"

ТГПУ проводит много мероприятий, в том числе для педагогов и студентов. Для того чтобы эти мероприятия были более ценными и полезными, нам очень важно получать обратную связь от участников.

Отзывы участников проектного семинара «Упаковка инновационных образовательных проектов»

Хотим поделиться отзывами о прошедших двух мероприятиях Парка в рамках педагогического фестиваля "ПедФест". В отзывах участники проектного семинара «Упаковка инновационных образовательных проектов» написали, что было наглядно продемонстрировано сравнение существующих технологий с инновационными. В результате участия в семинаре они поняли в каком виде можно оформить свой продукт, в зависимости от стадии его развития и освоили методику «упаковки» инновационных проектов.

«Мы получили опыт «упаковки» инновационных образовательных проектов, – поделилась Кристина Быкова – учитель-логопед ОГКОУ «Моряковская школа-интернат». – Поняли принцип отбора информации для оформления проектов и обменялись опытом с участниками семинара».

Отзывы участников стратегической сессии «Время решать: Как поднять престиж педагогической профессии?»

Хазиахмедова Алина, 1 курс ФДиНО:

«Я ожидала лекцию, без какого либо интерактива. Очень здорово было работать с модератором, она грамотно нас направляла и поддерживала. Приятным бонусом оказался стол с угощениями, этого я точно не ожидала. Мне понравился весь формат работы, работа в командах, интересная, а главное актуальная тема стратегической сессии. Было здорово взаимодействовать с опытными экспертами, послушать не только студентов, но и специалистов. Очень уютная, дружелюбная атмосфера. Ценным было осознать что вполне реально повысить престиж профессии педагога. У меня "открылись глаза", я увидела эту профессию по-новому, сам образ педагога выстроился новой картинкой. Я посмотрела на профессию педагога с разных точек зрения, что расширило мой кругозор. Я начала более масштабно мыслить, так как находилась со взрослыми опытными экспертами. Я поняла, что не только я хочу поднять престиж профессии педагога, есть очень много сообщников».

Лыскова Олеся, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Северный парк» Томского района:

«Ожидала проведение мероприятия в традиционном формате понравился сам формат мероприятия. Понравилась легкость, доброжелательная обстановка. Мероприятия подобного формата встречаются очень редко. Ценным было общение с коллегами, общие цели, новые высказывания, новый опыт. Все понравилось! Хотелось бы чаще посещать подобные мероприятия».

Шумилова Светлана, педагог дополнительного образования, руководитель Центра раннего развития МАОУ «Томский Хобби - центр»:

«Перед началом было волнительно, я впервые была модератором стратегической сессии. Думала, что будет более официальный формат. Понравилась дружественная атмосфера, возможность высказаться каждому участнику сессии. Ценным было то, что есть перспективные студенты, опытные педагоги, горящие своим делом, несмотря на свой возраст, понятие престиж педагога был созвучен со всеми участниками сессии, поэтому работа была в удовольствие. Огромная благодарность за интересное событие и качественно организованное».

Шкумат Наталия, учитель английского языка МАОУ лицей №7 г. Томска:

«Когда я шла на мероприятие, не было чёткого представления о мероприятии. Понравилась форма организации, работа модераторов. Ценным были «свежие» идеи от студентов, например, специалист по работе с родителями.  Пожелание – приглашать представителей департамента».

Афонасьева Елизавета, 3 курс ИФФ:

«Думала, что будет просто лекция. Понравилось, что во-первых, мероприятие прошло в формате «диалога», дискуссии, во-вторых, были не только студенты, но и профессиональные преподаватели, которые очень хорошо разбираются в теме педагогики, и они не учили, а так же представляли свои проекты, как бы уравниваясь со студентами, то есть и студенты и профессионалы находились на одном уровне. В результате участия в стратегической сессии укрепилась мотивация работать учителем, развиваться в сфере преподавания. Оказывается, многие учителя и будущие учителя не осведомлены о многих фишках и возможностях, которые они могут получить и реализовать, потому что об этом просто не говорят».

 

В рамках межрегиональной стажировки «Муниципальное управление: механизмы повышения качества образования» руководители отделов и управлений образования исполнительных комитетов муниципальных образований из городов и районов Республики Татарстан посетили Губернаторский Светленский лицей (экспериментальная площадка Парка ИОП).

Гости познакомились с концепцией Эмоционального образования, пообщались с учащимися и педагогическим коллективом, а также посетили творческие мастерские, научно-исследовательские лаборатории и обсудили механизмы повышения качества образования на примере опыта лицея. Были обозначены приоритетные направления работы по улучшению системы образования, а также выработаны практические рекомендации для руководителей образовательных учреждений.

Межрегиональная стажировка «Муниципальное управление: механизмы повышения качества образования» является важным инструментом профессионального роста руководителей образования. Благодаря таким мероприятиям специалисты могут поделиться опытом, узнать новые методы и подходы, которые помогут им совершенствовать работу своих учреждений и улучшать качество образования в своих регионах.

Руководители образования познакомились с процессом проведения исследований, ознакомились с результатами научных работ и проектов, реализуемых в рамках лаборатории Эмоционального образования. Участники стажировки отметили важность внедрения эмоционального образования в учебный процесс.

В ходе обсуждений участники обменялись опытом внедрения эмоционального образования в своих регионах. Были обозначены направления сотрудничества в разработке и реализации инновационных программ и проектов, обозначив межрегиональный вектор развития научно-исследовательской лаборатории Эмоционального образования.
 WhatsApp_Image_2023-10-02_at_12.10.23.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-02_at_12.10.46.jpeg

Что такое престиж профессии? Из чего он складывается, от чего зависит и кто его формирует? Кто заинтересован в том, чтобы профессия учителя была престижной? Зачем и как поднять престиж педагогической профессии?

На эти и другие вопросы отвечали 5 команд из студентов, воспитателей и педагогов в рамках стратегической сессии «Время решать: как поднять престиж педагогической профессии?», которая состоялась 4 октября 2023 года в числе мероприятий Педагогического фестиваля ПедФест.

Ведущая мероприятия, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ и директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Лариса Куровская, рассказала участникам о формате и задачах стратегической сессии.

Эффективность работы групп обеспечила команда модераторов :

▪ кандидат педагогических наук Ольга Лингевич (ИРПО ТГПУ);

▪ кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и музеологии Института искусств и культуры ТГУ, Анна Бокова;

▪ руководитель Центра раннего развития МАОУ «Томский Хобби-центр», педагог дополнительного образования, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАОУ «Томский Хобби-центр», Светлана Шумилова;

▪ методист, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАДОУ №44 г. Томска, Анна Шелкунова;

▪ старший воспитатель, методист, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАДОУ №53 г. Томска, Екатерина Беленкова.

«Для глубокой проработки команды определили пять главных, по их мнению, факторов, влияющих на престиж профессии: государство, финансовый фактор, условия труда, признание, возможность самореализации и карьерного роста. Также прописали трансформационные механизмы внутри каждого фактора, конкретные шаги, необходимые ресурсы, риски и пути их преодоления. Порадовала искренняя вовлеченность участников в процесс работы, готовность вместе проектировать будущее и воплощать намеченные шаги в жизнь», – охарактеризовала уровень командной работы Лариса Куровская.

Участники мероприятия затронули важные вопросы по реструктуризации образовательной системы, дефициту кадров в сфере образования; обсудили актуальность таких профессий как «специалист по работе с родителями» и «педагог-инфлюенсер».

«Стратегическая сессия – очень полезное мероприятие, в ходе которого возможен обмен мнениями между всеми участниками в неформальной обстановке. Опытные коллеги, представители образовательных организаций, руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений делятся своими мнениями со студентами, начинающими педагогами-учителями. Было очень интересно услышать будущих учителей о видении профессии педагога, о будущем коллективе, как они его представляют: отзывчивый, дружный, всегда готов оказать поддержку», – поделилась мнением Екатерина Беленкова, старший воспитатель МАДОУ №53.

Закончилась сессия подведением итогов и награждением подарочными сертификатами.

 WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_1.jpeg
 WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_2.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_3.jpeg

В рамках педагогического фестиваля ПедФест, проходящего в ТГПУ и реализации совместного проекта зеркальных лабораторий (вместе с лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ), направленного на исследование искусственного интеллекта в образовании, руководитель научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Андрей Глухов провел мастер-класс со студентами ТГПУ и всеми желающими, посвященный вариантам использования генеративных нейросетей на основе ИИ в организации учебного процесса и, шире, в работе педагога.

Слушатели познакомились с общими принципами работы генеративных нейросетей, их типами и программными сервисами. Узнать более подробно, как можно использовать семантические нейросети (в том, числе YandexGPT) для работы с разнообразием и включения всех учеников в образовательный процесс, управления поведением в классе и поддержания дисциплины, развития адаптивных методов обучения и взаимодействия с родителями, а также обеспечения открытой коммуникации.

Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений были представлены отдельные кейсы организации игровой деятельности через разработку игровых сценариев и планирования детского питания с написанием здорового меню на основе запросов к чату GPT. Участники мастер-класса сами генерировали запросы для визуальной нейросети Кандинский 2.2. с целью создания иллюстраций к русским пословицам и поговоркам.

В заключение, слушателям был презентован онлайн-курс «Кибербезопасность детей и подростков», снятый с цифровыми двойниками преподавателей-разработчиков курса (членов лаборатории КФЦОС). Проведенный мастер-класс заставил задуматься слушателей о коллаборации учителя с искусственным интеллектом, будущем педагогической профессии и вариантах использования искусственного для формирования естественного интеллекта обучающихся.

ИИ_в_образовании.jpg

Уважаемые коллеги, поздравляем Вас с днём учителя и желаем успехов. Пусть работа приносит плоды и удовольствие, а новые задачи вдохновляют!
 
WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.45.16.jpeg

3 октября 2023 года Парк инновационных образовательных практик и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ организавали и провели проектный семинар «Упаковка инновационных образовательных практик» для педагогов образовательных организаций.

Ведущей выступила Лариса Куровская, канд. биол. наук, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ.

Для участия в семинаре были приглашены педагоги дополнительного, общего и дошкольного образования. На семинаре участникам рассказали, что такое инновации, чем они отличаются от других понятий. Рассказали о том, что является результатом инновационного проекта и для кого он создаётся. А также познакомили участников со спецификой упаковки инновационных образовательных практик.

«У многих педагогов есть свои проекты, но не все видят их уникальность, умеют преподнести это как инновационный проект, т.е. содержательно, с чёткой подсветкой того, что уникально, что имеет научную обоснованность и практическую значимость, – говорит Лариса Куровская. – Сегодня мы с педагогами будем учиться «высвечивать» инновационность и уникальность их проектов».

Участники представили свои идеи и проекты, обсудили возможности их реализации. С помощью представленной методики «упаковки» участники смогли структурировать свои идеи для представления в сети интернет и на выставках.

 WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.12_1.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.12.jpeg
 WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.11.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.10.jpeg

28 сентября 2023 года сотрудники ТГПУ в рамках национального проекта «Образование» посетили экскурсионную программу «Деятельность центров»: «Точка роста», «Доброшкола» и «IТ-куб», познакомившись с инновационными пространствами города.
Педагоги факультетов и работники Отдела планирования и организации учебного процесса узнали о работе Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в СОШ №22, познакомились с практиками, реализуемыми в рамках проекта «Доброшкола» в МБОУ ООШ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья №39, и побывали в Центре цифрового образования детей «IT-Cube» в МАОУ «Томский Хобби-центр».
В ходе общения с педагогами и учениками образовательных организаций представители ТГПУ смогли не только зафиксировать успешные практики, но и сгенерировать идеи возможного сотрудничества. Сотрудники ТГПУ увидели возможности расширения потенциала Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, а также необычного задействования других структур вуза.
 
WhatsApp_Image_2023-09-28_at_15.26.26.jpegWhatsApp_Image_2023-09-28_at_16.39.06.jpeg

20 сентября 2023 года на площадке Технопарка ТГПУ прошло второе заседание регионального научно-методического объединения (РУМО). Была представлена презентация лучших практик организации, работы с образовательными организациями, педагогическими работниками и управленческими кадрами в муниципалитетах Томской области.

Директор ИРПО ТГПУ, эксперт проекта создания единой федеральной системы (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Наталия Семенова обратилась к участникам с приветственным словом:

«Встреча с представителями образовательного сообщества региона и совместное подведение промежуточных итогов Года педагога и наставника являются важными мероприятиями для Томского педагогического университета, так как выстраивание новых тесных связей, новых планов и перспектив развития помогает улучшать практику преподавания и исследований в вузе».

Участники заседания продемонстрировали успешные практики. Такие как: Создание муниципального методического совета, стажировочных площадок, муниципального методического актива, клуба молодых и малоопытных педагогов, методического десанта, мастер-классы от лауреатов и победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», реализация проекта «Наставничество».

Директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ Лариса Куровская рассказала о роли педагогического университета в развитии педагогов и образовательных инноваций:

«В Год педагога и наставника в ТГПУ прошло много значимых и масштабных мероприятий: форумы, конференции, фестивали. Все подразделения вуза приняли активное участие, так как значение университета состоит не только в подготовке кадров, но и в проведении научных исследований, разработке новых образовательных технологий и продуктов, а также научно-методическом сопровождении педагогов. Инновации в образовании – это сочетание науки и практики. Без внедрения в практику научные педагогические исследования теряют свою значимость, а практика без научного осмысления и анализа ограничивает развитие образования».

Проект создания единой федеральной системы (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров стал одним из успешных опытов ТГПУ в практике организации работы с образовательными организациями, педагогическими работниками и управленческими кадрами – одна из масштабных инициатив Минпросвещения РФ, Академии Минпросвещения РФ. ТГПУ стал одним из 13 педагогических вузов, реализующий ЕФС. В рамках проекта эксперты университета курируют пять территорий: Томская область, Красноярский край, Иркутская область, Донецкая народная республика, Херсонская область.

Также участники заседания отметили важность проводимых в области и России конкурсных проектов, в которых принимают участие образовательные организации: Всероссийская онлайн-акция «Спасибо, учитель», Всероссийский конкурс «Учитель года», Межрегиональный конкурс «Медиапедагог года», Региональный конкурс «Учитель – методист», «PROдвижение к вершинам мастерства», Областной конкурс «Лидер в образовании», семинар-стажировка для молодых педагогов в ТФТЛ, Муниципальный фестиваль открытых проб «Педагогический дебют», Форум «Август-PRO» и др.

Заседание завершилось выступлением ректора ТОИПКРО Оксаны Замятиной. Она рассказала о мероприятиях, реализованных в Томской области в рамках Года педагога и наставника в 2023 году. Ключевыми стали торжественная церемония открытия Года педагога и наставника, встреча Губернатора ТО с участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России», конкурс грантов на развитие системы образования ТО.

 

  1. День знаний
  2. На форуме Август.PRO обсудили форматы взаимодействия педагогического университета с образовательными организациями
  3. Приглашаем бесплатно пройти курс "Кибербезопасность детей и подростков"
  4. ТГПУ стал победителем конкурса партнерских проектов "Зеркальные лаборатории" НИУ ВШЭ
  5. Заведующий лаборатории Эмоционального образования Александр Сайбединов: Трудовое воспитание в школах важно на фоне "инфантилизации" образования
  6. Научно-методическое сопровождение образовательных организаций: роль педагогических вузов
  7. В Северске обсудили вопросы коллаборации в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов
  8. Спикеры ТГПУ рассказали о проектах вуза на вебинаре академии Минпросвещения России
  9. Выставка «Учителями славится Россия» в честь Года педагога и наставника
  10. Сотрудники Парка ИОП разработали мобильное приложение «Справочник по кибербезопасности» для учителей общеобразовательных учреждений

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск