Новости

Главн 1 из 1

В онлайн-формате состоялся семинар Академии Минпросвещения России «Научно-методическое сопровождение повышения качества образования в школе», где представители педагогических университетов России поделились результатами образовательных разработок. Участие в вебинаре от ТГПУ приняли сотрудники ИИЯМС и Научно-методического центра сопровождения педагогических работников.

Академия Минпросвещения провела цикл вебинаров по презентации разработок научно-методических центров сопровождения педагогических работников, которые созданы и функционируют в образовательных организациях высшего образования.

На видеоконференции одним из докладчиков от Томского педуниверситета стала Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО. Она рассказала об осуществлении научно-методического сопровождения и «упаковке» инновационных разработок образовательных организаций.

«Термин «Упаковка проекта» является общепринятым в менеджменте инноваций  и заключается в максимально понятном и емком описании сути и значимости инновационного проекта, – говорит Лариса Куровская. – Мы основываемся на том, что инновационными признаками обладает уникальный образовательный продукт, алгоритм, способ или технология, имеющая большую практическую значимость. Также в его основе лежит научная новизна. Без научной новизны нет инноваций, а без доказанной практической эффективности нельзя говорить об инновационности».

Выступающая отметила, что в ТГПУ научно-методическая работа с образовательными организациями ведется в двух формах: стажировочные площадки при Научно-методическом центре сопровождения педагогических работников и экспериментальные площадки при Парке ИОП.

Слушатели познакомились с Парком ИОП ИРПО, который третий год работает в рамках деятельности семи научно-исследовательских лабораторий: эмоционального образования, метаметодики, проектной и исследовательской деятельности, педагогических измерений и качества образования, инклюзивного образования, киберсоциолизации формирования цифровой образовательной среды, гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма. И узнали о сотрудничестве ТГПУ в рамках этой работы с экспериментальными площадками (Светленский лицей, Северская гимназия, СОШ №49 г. Томск, СОШ №70 г. Томск) по вопросам сопровождения педагогов в процессе «упаковки» инновационных программ.

WhatsApp Image 2023 05 15 at 17.39.28 
 

Губернаторский Светленский лицей при поддержке НИ лаборатории Эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ открыл выставку «Учителями славится Россия» в рамках Студенческого фестиваля короткометражных фильмов «Педагогические династии», в главном корпусе Томского государственного педагогического университета. На выставке представлено более 20 работ лицеистов разных возрастов.

Данная выставка приурочена к Году педагога и наставника. Она принимала участие в (ММСО.EXPO-2023) «ММСО. Московский международный салон образования». Это крупнейшее мероприятие сферы образования в России. В рамках форума работала площадка «Эмоциональное образование – взгляд в будущее!». Где Александр Геннадьевич, представил концепцию эмоционального образования, успешно реализованную Губернаторском Светленском лицее, являющимся федеральной экспериментальной площадкой Министерства Просвещения РФ.

Сама выставка представляет из себя развитие истории педагогики в лицах известных учителей России. Вот несколько личностей, которые отображены на картинах.

Михаил Васильевич Ломоносов известен как выдающийся русский ученый, но он также сделал значительный вклад в области образования и педагогики. Его труды и идеи оставили след в российской системе образования и весьма актуальны до сих пор.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) считается одним из величайших русских педагогов и писателей XIX века. Его вклад в развитие науки об образовании и педагогическое искусство невозможно переоценить. Он разработал множество уникальных педагогических методик, основанных на сочетании теоретических знаний и практических навыков.

А также другие известные педагоги, как Караковский Владимир Абрамович, Надежда Константиновна Крупская и педагог нашего времени Борис Михайлович Неменский.

 

WhatsApp Image 2023 05 15 at 17.40.01 WhatsApp Image 2023 05 16 at 19.04.27 

Рисунок1
 

«Как замечательно, что наш ребенок проводит время, не болтаясь на улице с сомнительной компанией, а почти все свободное время находится дома, под присмотром, безмятежно просиживая за компьютерными играми или в соцсетях»! Именно так рассуждают очень многие родители. Но учителя давно бьют тревогу: оказывается, практически не возможно контролировать, чем ребенок занимается в сети, его интернет-знакомства, виртуальные пристрастия и увлечения. Как не пропустить момент, когда подросток, обуреваемый гормональными бурями, неохотно идущий на контакт с родителями, заинтересуется темой, которая может стать угрозой его физическому или ментальному здоровью, найдет «друзей», которые навяжут ему сомнительные ценности, станет жертвой буллинга или захочет отомстить миру, который «не может его понять»?

Вам поможет мобильное приложение «Справочник по кибербезопасности», которое разработано старшим лаборантом кафедры БЖД Софьей Ломовской совместно с лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ - Андреем Глуховым и Елены Синогиной. 

Приложение нацелено на ознакомление учителей и родителей с угрозами кибербезопасности детей, формирование у подростков привычки кибергигиены, то есть правил поведения в Интернете и успешное разрешение проблем школьников в ходе киберсоциализации. Приложение станет полезным и актуальным источником информации для родителей и учителей школ.

В бесплатном приложении, которое может скачать любой желающий с помощью QR-кода на афише, сконцентрирована основная информация, которая может пригодиться учителям и родителям для обеспечения кибербезопасности детей. Материалы в мобильном приложении представлены в различных форматах и будут понятны и доступны широкому кругу пользователей. Справочник уникален и не имеет аналогов на рынке мобильных приложений.

В дальнейшем работа над приложением будет продолжаться при поддержке заинтересованных лиц – учителей и родителей – образовательный контент дополнится эффективными психолого-педагогическими практиками и разбором успешных кейсов профилактики киберугроз.

Просим учителей школ установить на смартфон мобильное приложение и пройти опрос о качестве мобильного приложения https://forms.gle/bVN4uox2PK6AvChw5, ваше участие в опросе поможет разработчикам усовершенствовать образовательный продукт!

 2023 04 26 16 28 11 
 

26 апреля 2023 года в рамках Всероссийского форума «Наставничество – территория развития педагогического потенциала» был представлен опыт работы Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ с образовательными организациями общего образования.

С докладом «Экспериментальные площадки педагогического вуза на базе образовательных организаций как форма научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» выступила руководитель Парка ИОП, Лариса Куровская.

«Парк ИОП успешно работает в нашем вузе уже третий год в рамках деятельности семи научно-исследовательских лабораторий», – комментирует Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП, – «Многие лаборатории проводят научные исследования совместно с образовательными организациями, которым присвоен статус экспериментальных площадок».

В докладе были рассмотрены отдельные примеры такой сопроводительной научно-методической работы. Так, научно-методическое сопровождение университета позволило педагогам Светленского лицея во главе с Александром Сайбединовым научно обосновать их практический опыт и подготовить 5 научных публикаций в которых раскрываются принципы и возможности реализации концепции эмоционального образования, анализируются этапы её разработки и внедрения.

Павел Курушин, м.н.с. Научно-исследовательской лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма, проводит важную работу по исследованию образовательных практик в школе пенитенциарного типа. В частности проанализировано использование кружковой работы в профилактике рецидивов и в улучшении психологического состояния заключенных. Задача университета заключалась в разработке методики проведения данного исследования.

В Научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Наталия Мёдова с коллективом научных сотрудников реализует несколько совместных разработок с образовательными организациями. К примеру, разрабатывается методика выявления образовательного потенциала детей с РАС с целью обеспечения эффективного сопровождения ребенка при переходе из дошкольного к школьному образованию.

Активную работу с образовательными организациями ведет Научно-исследовательская лаборатория проектной и исследовательской деятельности под руководством Наталии Семеновой. Совместно с 29-ой гимназией г. Томска лаборатория разрабатывает способ решения проблемы дисбаланса в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, устранении разрывов при переходе детей с одного уровня образования на другой. Научные сотрудники лаборатории на протяжении трёх лет сопровождают реализацию данного проекта.

С прошлого года с Парком ИОП активно работает Северская гимназия. которая обратилась в ТГПУ с запросом на научно-методическое сопровождение перехода гимназии на новый этап её развития. В 2022 г. лаборатории проектной и исследовательской деятельности для Северской гимназии был подготовлен план стратегической работы, в гимназии из педагогов были сформированы творческие группы по четырем направлениям. В феврале 2023 г. педагоги гимназии презентовали экспертам ТГПУ результаты своей работы, получили обратную связь и план дальнейших действий.

Кроме вышеупомянутой работы, в марте была совместно «упакована» инновационная разработка Северской гимназии. Ключевым аспектом которой является формирование проактивной позиции у школьников, заключающейся в умении проявлять инициативу и брать ответственность за свои решения и действия. У гимназии есть многолетний практический задел, подтверждающий эффективность данного подхода.

Парк инновационных образовательных практик помогает разработчикам качественно «упаковать» их инновационные разработки: выделить уникальность, определить в чем состоит научная новизна, в том числе, обеспечивающая практическую значимость, провести сравнительную оценку и выделить преимущества перед аналогичными разработками.

«Мы можем много и долго рассказывать о своей работе, но самое ценное – это получать обратную связь от педагогов и управленцев, с которыми была проделана эта работа.» – Резюмировала Лариса Куровская. – «Поэтому хочется закончить выступление отзывом Киры Кручининой, заместителя директора по методической работе Северской гимназии: «Эксперты педагогического университета, осуществляют научно-методическое сопровождение, помогают учителям школы находить смыслы, анализировать процессы, выстраивать педагогические маршруты, создавать обновленное видение перспектив развития гимназии в целом и, как следствие, – формулировать перспективы развития современной школы».

Дискус4 
 

Одно из ключевых событий форума III Международного научно-образовательный форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» – обсуждение в формате дискуссионной площадки инновационно-образовательного ландшафта Томской области. Участие в мероприятии приняли Высшая школа экономики, ТГПУ, управленцы общеобразовательных организаций Томска.

ТГПУ и ВШЭ ведут научно-исследовательскую работу в рамках работы Парка инновационных образовательных практик, где важной прикладной задачей является определение критериев и индикаторов мониторинга развития инновационно-образовательной системы с разработкой возможных сценариев и рекомендаций для образовательной политики на основе описания и прогноза институционального дизайна и регионального ландшафта. Томский регион интересен как пространство развитых и разнообразных исследовательских инновационных образовательных практик и инновационных площадок.

По мнению дискутантов, можно констатировать огромное разнообразие инновационных практик и наличие исторических школ в инноватике региона, уникальность его образовательного ландшафта. В то же время есть проблема отсутствия связности и налаженных коммуникаций между различными ступенями образования (в том числе системой ОО и вузами) и необходимость выстраивать взаимовыгодные отношения. Не менее значимой проблемой является формирование критериев определения: что такое инновации, по каким параметрам устанавливать инновационные образовательные организации.

В свете вышесказанного участники площадки высказали мнение о необходимости создать карту инновационно-образовательного ландшафта Томской области, отметив при этом необходимость учета ряда важных моментов.

Н.А. Семенова, зав. НИ лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП ТГПУ, директор ИРПО, канд. пед. наук: «Картирования образовательной экосистемы станет вариантом решения задачи ориентирования и образовательной маршрутизации для образовательных работников, молодых педагогов и студентов педагогического вуза в разнообразии инновационных школ и практик региона. ТГПУ в целом и Институт развития педагогического образования через картирующий дизайн образовательного пространства региона могли бы взять на себя функции такого маршрутизатора, интегратора и координатора инновационной образовательной деятельности региона».

А.П. Глухов, зав. НИ лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ТГПУ, канд философ. наук: «Цифровые инструменты и платформизация могут повысить связность регионального образовательного пространства, а вхождение в образовательное пространство EdTech-компаний  будет способствовать усилению здоровой конкуренции и привнесению бизнес-стандартов клиентоориентированности, адаптивности и эффективности в образовательное поле, что позволит преодолеть его некоторый консерватизм и академичность».

Дискус3 Дискус2 Дискус 

3 
 

17 марта в Томском Педагогическом стартовал III Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения».

Пленарное заседание конференции «Миссия педагога в современной реальности» открыл ректор ТГПУ Андрей Макаренко: «Сегодня мы в третий раз открываем форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», уже ставший традиционным. В Год педагога и наставника наш университет должен занять активную позицию, и сегодня на научно-практической конференции «Миссия педагога в новой реальности» мы обсудим, как не просто догнать время, но и опередить его. Наши преподаватели обучают профессии будущих учителей, и мы должны использовать не только современные технологии и подходы, но и понимать, что после выпуска студенты пойдут в школы и столкнутся с новой нормальностью, к которой мы должны их подготовить. Это поистине ответственная миссия, и я уверен, что участники форума смогут не просто обсудить имеющиеся научные исследования, но и обменяться опытом с коллегами из зарубежья для дальнейшей эффективной работы».

После пленарного заседания форум продолжился работой трех секций. Одна из секций «Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций» была посвящена проблемам генерации и реализации инновационных образовательных проектов.

Лариса Куровская, директор Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кандидат биологических наук прокомментировала особенности сопровождения инновационных разработок в образовании: «Далеко не все педагогические команды, которые позиционируют себя как транслирующие инновационный опыт, проводят оценку научной новизны и того, насколько их подход более эффективный по сравнению с другими, подтверждая это сравнительными качественными и количественными показателями оценки эффективности. Зачастую это невозможно сделать в силу разных причин. Возможно, применение подхода к определению научно-технических инноваций будет полезным и для педагогов-инноваторов. Для этого необходимо определить, что конкретно разрабатывается (технология, методика, алгоритм, способ и др.), какие образовательные результаты ожидаются от этих нововведений (в сравнении с аналогичными разработками), какая научная новизна лежит в их основе».

Докладчики, научные сотрудники Парка инновационных образовательных практик, педагоги образовательных организаций общего и высшего образования представили свои инновационные разработки. Все доклады вызвали большой интерес у участников конференции и оживленную дискуссию.

Екатерина Смалёха, мл. науч. сотр. НИ лабораторией инклюзивного образования Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ представила разработку модели профессиональных испытаний с использованием игровых технологий для повышения готовности к профессиональной дефектологической деятельности.

Ольга Камнева, мл. науч. сотр. НИ лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных практик ИРПО рассказала о разработке алгоритма использования элементов неформального образования для развития человеческого потенциала при формировании цифровых компетенций будущих педагогов средствами инновационных образовательных пространств.

Андрей Глухов, канд. филос. наук, доцент, заведующий НИ лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ выступил с двумя докладами о методологических подходах к картированию региональной инновационно-образовательной экосистемы и использование цифровых аватаров как элемент цифровой грамотности педагога.

Сергей Колпаков, канд. пед. наук, науч.сотр. НИ лаборатории метаметодики Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ представил феноменологическое описание прецедента: как инновация становится реальностью.

1 2 4

 Кат1 
 

Парк инновационных образовательных практик продолжает серию научно-методических семинаров. Следующий семинар подготовил и провел Сергей Катаев, ведущий научный сотрудник НИ лаборатории педагогический измерений и качества образования Парка ИОП ТГПУ, доктор технических наук, профессор.

На семинаре Сергей Катаев рассказал о некоторых результатах инновационной работы лаборатории – методе построения комплексной модели выпускника педагогического вуза, которая может выступать в качестве основы при создании системы мониторинга качества образовательного процесса. В модели учитываются психологические и социально-демографические факторы, а также принимаемые студентами решения в области профессиональной карьеры.

Данные для создания модели получали путем опроса студентов физико-математического и биолого-химического факультетов ТГПУ.

«Особенностью модели является использование в ней оценок степени сформированности компетенций, определенных в количественных шкалах. Модель можно рассматривать как способ описания потенциальных возможностей специалиста, к выполнению каких функций он готов и какими качествами обладает. Подобные модели позволяют не только отличать одного специалиста от другого, но и ранжировать по уровню (качеству) подготовки специалистов одного и того же типа», – поясняет разработчик.

Полученные результаты работы позволяют сделать вывод, что реализация обратной связи посредством отслеживания и анализа динамики компетентностных портретов может быть особенно полезной при ее регулярном применении на разных этапах обучения. Это дает, кроме всего прочего, возможность проследить развитие компетенций как отдельного учащегося, так и всего коллектива.

В дискуссии приняли участие проректор по научной работе Елена Полева, сотрудники научно-исследовательских лабораторий Парка инновационных образовательных практик и руководитель Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования – Михаил Червонный. В результате обсуждения были предложены дополнительные интересные подходы и решения, которые планируется апробировать сотрудниками лаборатории в работе Парка ИОП ТГПУ.

Кат2 Кат3 Кат4 

 
Сайб6  
 

В Губернаторском Светленском лицее Томской области, который является экспериментальной площадкой Парка ИОП ТГПУ и федеральной инновационной площадкой Министерства просвещения РФ, состоялась педагогическая конференция,  в  которой приняли участие представители  32-х школ Томского района.

Директора и учителя школ томского предместья обсудили первые итоги внедрения в школах элементов концепции эмоционального образования.

Новая модель развития современной школы «Эмоциональное образование» разработана народным учителем России, лауреатом премии правительства России в сфере образования и науки, директором лицея, заведующим лаборатории эмоционального образования Парка ИОП Александром Сайбединовым.  По его учебникам «Изобразительное искусство»,  изданным издательством  «Просвещение», уже два года занимаются ученики первых и вторых классов в школах Томского района.

Основная идея концепции — системное  развитие творческого мышления способного оказать позитивное влияние  на процесс обучения в целом, с помощью ресурса предметов художественно-эстетического цикла. 

Два года назад педагоги школ Томского района взяли на вооружение передовой  инновационный опыт и получили позитивные  образовательные эффекты.

Сайб Сайб2  Сайб5 Сайб3 

к 
 
19 апреля 2023 г. в 16:20 состоится Дискуссионная площадка «Инновационно-образовательный ландшафт: карта и маршрут для томского региона», которая организована Институтом развития педагогического образования и Парком инновационных образовательных практик в рамках III Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения».
 

Мероприятие состоится в главном корпусе ТГПУ, ул. Киевская 60, каб. 312 (рекреационный зал), ссылка для онлайн подключения: https://bbb.tspu.edu.ru/b/zxx-vfn-nvz-bof.

Вопросы для обсуждения: 

  • Что такое инновации в образовании?
  • Можно ли Томский регион назвать инновационным в сфере образования? В чём уникальность образовательного ландшафта Томского региона как ресурса развития его инновационной активности?
  • Кому и зачем нужна карта образовательных инноваций? Какие образовательные и другие организации (библиотеки, музеи, медиа, коворкинги, клубы и др.) могли бы включиться в инновационно-образовательный процесс региона и в каком формате деятельности?
  • Какова должно быть карта образовательных инноваций региона?
  • Какой характер носят отношения между отдельными инновационными образовательными организациями в регионе (симбиоз, конкуренция, кооперация, коллаборация, сетевое партнерство)? Что мешает возможному партнерству?

Контактное лицо: Глухов Андрей Петрович, заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ТГПУ, ведущий эксперт лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., 8-913-107-09-02.

IMG 1719 
 

8 апреля 2023 года состоялся XIV Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!» (далее Конкурс), который был организован и проведен факультетом дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики и НИ лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

Целью конкурса являлось содействие интеллектуальному и творческому развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к исследовательской и проектной деятельности, развитие познавательной инициативы и активности, формирование универсальных учебных действий познавательного характера и их предпосылок.

Всего на конкурс было подано более 100 заявок. Половина участников приняли участие в дистанционном формате, присылая видеоролики и инфографику о результатах своих исследований и проектов. Большой интерес к конкурсу проявили школьники из Республики Тыва.

Около 50 юных исследователей представили работы очно в различных тематических направлениях и показали многообразие интересов. Работы были представлены в секциях: «Математика, техника, технологии», «Естественные науки и человек», «Культура и общество», «Проекты», «Я познаю мир».

Участники представили интересные работы и результаты: способы управления виброходом, математические фокусы, исследование йода, влияние света тепла и воды на вегетативную систему растений, можно ли вырастить томаты на картофеле и многое другое.

Абсолютно все участники получили дипломы в индивидуальной номинации. Все педагоги-кураторы получили благодарственные письма за подготовку участников конкурса.

Работы участников оценивали жюри, в которое входят преподаватели ТГПУ, методисты и педагоги образовательных учреждений.

«Хочется отметить высокий уровень организации Областного конкурса детских исследовательских работ “Твори! Исследуй! Пробуй!”. На секции “Математика, техника, технология”, где я выступала в роли члена жюри, была создана благоприятная атмосфера, способствующая развитию у участников навыков исследования, критического мышления, коммуникации и самопрезентации. Разнообразие направлений исследований, глубина погружения в темы и открытость юных исследователей дают возможность говорить о важности роли данного конкурса в развитии исследовательской культуры у школьников Томского региона», делится член жюри Камнева Ольга, сотрудник Парка ИОП.

«Конкурс «Твори! Исследуй! Пробуй!» проводится в ТГПУ уже четырнадцатый год и третий год включает номинации для старших дошкольников, что соответствует запросам родителей и воспитателей детских садов, стремящихся поддерживать детскую исследовательскую инициативу, – рассказывает Наталия Семенова, директор ИРПО ТГПУ. – Конкурс предоставляет возможность детям показать свои достижения в исследовательской работе, педагогам – посмотреть подходы к организации детских исследований в других образовательных учреждениях».

Поздравляем всех участников конкурса! Благодарим воспитателей, учителей, педагогов доп. образования, родителей за подготовку и организацию детей для участия в конкурсе.

Больше фотографий с мероприятия: https://vk.com/favorite_school_projects 

IMG 1439 IMG 1433 IMG 1763 IMG 1499 IMG 1777 

  1. Программа XIV Областного конкурса детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!»
  2. Всероссийская дистанционная олимпиада по цифровой грамотности
  3. Опыт экспериментальной площадки Парка ИОП представлен на Московском международном салоне образования
  4. Представители Минпросвещения России, Академии Минпросвещения России и педагоги СФО встретились с научным коллективом лаборатории Эмоционального образования
  5. XIV Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Твори! Исследуй! Пробуй!»
  6. Участие в международном форуме «Евразийский образовательный диалог», посвященный 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского
  7. В ТГПУ прошли мастер-классы педагогов стажировочных площадок научно-методического центра и экспериментальных площадок Пара ИОП
  8. Управленческие и методические особенности организации образовательной среды совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и педагогов в процессе реализации профориентации
  9. Научный диалог о развитии дефектологической науки в России и за рубежом состоялся в ТГПУ
  10. Приглашаем к участию в конференции «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом»

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск