Новости

ТГПУ стал победителем конкурса партнерских проектов "Зеркальные лаборатории" НИУ ВШЭ

BPRH GvceYM 
 

Коллектив Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО совместно с Лабораторий инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ одержал победу в конкурсе партнерских проектов «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики с проектом «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации». ТГПУ стал единственным педагогическим университетом России, вошедшим в десятку победителей. Руководителем конкурсного проекта выступил заведующий лабораторией Андрей Петрович Глухов, в число исполнителей проекта от ТГПУ вошли директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, младший научный сотрудник лаборатории Ольга Сергеевна Камнева, аналитик Парка ИОП, младший научный сотрудник Ирина Геннадьевна Соломина, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ, младший научный сотрудник Елена Станиславовна Синогина, магистрант ТГПУ Анастасия Сергеевна Ли и лаборант кафедры безопасности жизнедеятельности ТЭФ Софья Анатольевна Ломовская.

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения является одной из наиболее приоритетных задач трансформации современной системы образования в России. От использования цифровых технологий ожидается целый ряд позитивных эффектов: персонализация и адаптация образования под обучающегося, снижение образовательного неравенства, повышение качества образования, развитие креативности и компетенций обучающихся, необходимых для успешного функционирования человека в условиях цифровой экономики.  

Конкурс «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ направлен на развитие внутрироссийских научных партнерств, а также оказание поддержки научным проектам, реализуемым научно-исследовательскими структурными подразделениями НИУ ВШЭ совместно с коллегами из российских университетов и научных центров.

В партнерстве с Лабораторией инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ научно-исследовательская лаборатория ТГПУ работает уже не первый год: с 2022 года сотрудники двух исследовательских подразделений реализуют совместный исследовательский проект при поддержке РНФ «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта».

Сегодня лаборатория КФЦОС Парка ИОП ИРПО активно работает над изучением встраивания ИИ в образовательный процесс. Ключевая задача представленного на конкурс проекта «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации» – описать, каким образом может трансформироваться система образования после внедрения цифровых технологий искусственного интеллекта, какая пересборка ждет учебный процесс и что поменяется в функционале профессиональных ролей и профессиональной идентичности учителей, а также в системе управления образовательными организациями.

«Искусственный интеллект в формате использования чата GPT, генеративных нейросетей (например, Кандинский 2.1. от Сбера), голосовых помощников и чат-ботов уже сейчас входит в нашу жизнь и трансформирует сферу профессиональных коммуникаций, в том числе образовательные коммуникации. Мы считаем, что  развитие ИИ может происходить гармонично, только если удастся создать комплементарное взаимодействие и взаимодополнительность искусственного и естественного интеллекта. Многие педагоги испытывают определенные страхи, связанные с угрозами профессиональной идентичности и постепенного вытеснения их из сферы профессиональной деятельности. Наша задача как исследователей и аналитиков – найти компромиссный способ эффективной коллаборации учителя и ИИ, когда вся автоматизируемая работа учебного процесса в области организации и проведения учебных занятий будет переложена на ИИ, а творческие функции, функции тьюторства, сопровождения, модерации коммуникации между учениками, мотивации обучающихся останутся за человеком, за педагогом, – говорит руководитель проекта А.П. Глухов. – Особо хочу выразить благодарность нашим коллегам из Лаборатории инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ, чей научный потенциал и активная исследовательская позиция позволили нам стать участниками данного партнерства».

Прикладная цель проекта связана с разработкой пакета общих и адресных рекомендаций для управленцев в различных сегментах образования, чтобы обеспечить бесшовное внедрение ИИ в учебный процесс, преодолеть цифровое сопротивление, найти эффективные форматы встраивания данной технологии для повышения качества образования.

Образовательная же цель совместного проекта предусматривает вовлечение в проектную научную деятельность студентов и аспирантов и их погружение в реализацию научного исследования полного цикла, в том числе через написание курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению исследования AIED. Итогом в дидактическом плане станет разработка теоретических и прикладных модулей образовательных программ с описанием вариантов использования искусственного интеллекта в образовании для студентов педагогических и непедагогических образовательных программ.

Работа над проектом запланирована на три года и включает три содержательные части. В первый год будет проводиться ряд социологических исследований, направленных на выявление практик цифрового сопротивления и степени готовности педагогического сообщества к внедрению технологий ИИ. Эксперты рассмотрят такие методы купирования профессиональных страхов, как разъяснительная работа, повышение квалификации в области ИИ, переструктурирование содержания профессиональных ролей, просвещенческие мероприятия.

Во второй год команде предстоит решить задачу по выявлению рамочных условий и ограничений внедрения ИИ в учебный процесс, изучить потенциал отдельных технологий, связанных с внедрением чат-ботов (чат GPT), экспертных систем, интеллектуальных наставников (Intelligent tutors), персонализированных систем и сред обучения (PLS/E), алгоритмов машинного обучения, генеративных нейросетей (GANs) и цифровых аватаров. По результатам данного этапа будет представлено описание новых принципов и технологий цифровой дидактики ИИ, вероятных  изменений учебного процесса за счет введения новых участников образовательного процесса в виде цифровых аватаров и интеллектуальных тьюторов.

Третий год включит исследование организационно-управленческих усилий и действий по реализации потенциала использования ИИ в системе образования. Сотрудники лаборатории предложат новые управленческие сценарии, чтобы эффективно трансформировать образовательные практики за счет внедрения передовых цифровых технологий ИИ. Завершением данной работы послужит разработанный пакет рекомендаций для педагогов по нахождению оптимальных практик комплементарной коллаборации искусственного и естественного интеллекта.

Для решения всех поставленных целей планируется реализовать полный цикл прикладного научно-исследовательского проекта с привлечением как профессионалов в области образования, так и молодых исследователей из числа аспирантов и магистрантов. На разных стадиях проекта будут последовательно разработаны инструменты измерения технологической готовности и принятия технологий искусственного интеллекта со стороны педагогов и обучающихся, алгоритмы трансформации учебного процесса и профессиональных ролей педагогов, а также банк организационно-управленческих практик по адаптации инноваций AIED.

Поиск