Новости

Управленческие и методические особенности организации образовательной среды совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и педагогов в процессе реализации профориентации

h 
 

16 февраля 2023 г. в Парке инновационных образовательных практик (далее – Парк ИОП) Института развития педагогического образования прошёл научно-методический семинар «Управленческие и методические особенности организации образовательной среды совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и педагогов в процессе реализации профориентации».

Организаторы мероприятия: МБОУ "Северская гимназия", Парк ИОП ТГПУ, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ СПР) при экспертной поддержке Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ.

В рамках научно-методического семинара были рассмотрены результаты взаимодействия Научно-исследовательской лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП ИРПО ТГПУ с коллективом МБОУ "Северская гимназия" (экспериментальная площадка Парка ИОП), направленной на развитие системы работы с проектами и исследованиями обучающихся с целью реализации ими профильного и профессионального самоопределения.

«В современном мире большую актуальность приобретает вопрос формирования успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям, – комментирует Светлана Высоцкая, директор МБОУ "Северская гимназия". – Поэтому развивать способность личности к познанию, труду, успешной социализации и адаптации – задача школы и педагогов. Подготовить ребенка к обоснованному выбору профессии ставит перед педагогом задачей овладевание современными образовательными и профориентационными технологиями».

В 2022 г. Наталия Семенова, канд. пед. наук, директор ИРПО, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП и координатор направления «Научно-методическая поддержка развития проектной и исследовательской культуры педагога и обучающихся» в НМЦ СПР, провела первый этап стратегической сессии в Северской гимназии. По итогам этого этапа были определены четыре направления для дальнейшей научно-исследовательской и стратегической работы и сформированы творческие группы из педагогов и руководителей Северской гимназии.

На семинаре, который прошёл 16 февраля 2023 г. экспертам ИРПО, НМЦ СПР и педагогического кванториума были представлены результаты групповой работы по следующим направлениям:

  1. Диагностика уровня сформированности профориентационных представлений обучающихся разного возраста;
  2. Диагностика по уровню сформированности проектных и исследовательских умений обучающихся;
  3. Выстраивание единой сквозной программы/модуля, который будет реализовываться в существующих программах для начальной школы с учётом определенных требований;
  4. Разработка актуальной модели профориентации обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность.

«Коллектив МБОУ «Северская гимназия» в данный момент работает над созданием образовательного пространства гимназии с целью реализации задач обновленных ФГОС, в том числе, над вопросами профильного и профессионального самоопределения обучающихся. – поделилась Кира Кручинина, заместитель директора по методической работе МБОУ «Северская гимназия». – Эксперты педагогического университета, осуществляют научно-методическое сопровождение, помогают учителям школы находить смыслы, анализировать процессы, выстраивать педагогические маршруты, создавать обновленное видение перспектив развития гимназии в целом и, как следствие, – формулировать перспективы развития современной школы».

Эксперты ТГПУ в завершении семинара дали следующие рекомендации, которые будут учтены в дальнейшей научно-исследовательской работе экспериментальной площадки Парка ИОП.

Семенова Наталия, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП, координатор НМЦ СПР, отметила перспективы работы с экспериментальной площадкой: «В первую очередь такое взаимодействие позволяет увидеть весь спектр исследовательских и практических проблем в работе. А также правильно выстроить алгоритм для дальнейших исследований».

Поздеева Светлана, д. пед. н., профессор, зав. лаб. метаметодики Парка инновационных образовательных практик: «Очень хорошо, что педагоги разделись на рабочие группы – каждая со своим участком работы, но также необходимо общее пространство работы, чтобы сохранялись общие интересы и ценности. Важно договориться о том, какой набор умений для каждой возрастной ступени планируется формировать через проектную и исследовательскую деятельность чтобы проводить более эффективную диагностику».

Глухов Андрей, к. филос. н., зав. лаб. киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП:  «Проектная и исследовательская деятельность требует не только предметных знаний, но и тренировки soft skills – «гибких навыков», которые в будущем, наряду с предметными навыками, понадобятся школьникам и студентам для достижения успеха . Поэтому важно активно включать проектную и исследовательскую деятельность в учебный процесс на уроках, через использование активных технологий, цифровых образовательных ресурсов, создание команд для работы в разных направлениях. Также данный вид работы является эффективным способом решения проблем профориентационного самоопределения школьников, поскольку позволяет им оценить свои сильные/слабые стороны в будущей профессии».

Камнева Ольга, директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, мл. науч. сотр. Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП: «В технологическом направлении проектной и исследовательской деятельности школьников всё чаще используются цифровые инструменты управления и разработки проектов, что требует дополнительной подготовки педагогов. Данную задачу можно решать с помощью средств инновационной образовательной инфраструктуры Педагогического технопарка "Кванториум" им. Б. И. Вершинина ТГПУ».

Куровская Лариса, к.б.н., руководитель Парка ИОП, директор НМС ПР: «Минпросвещения России уделяет много внимания выстраиванию эффективного взаимодействия субъектов научно-методической деятельности в рамках Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Совместная работа ТГПУ с коллективом Северской гимназии является примером успешной научно-методической работы школы и педагогического вуза».

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск