- Просмотров: 320
Институт развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета 26 марта 2022 года провел I Региональный семинар «ПРОФИЛАКТИКА РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ».
Координатор – Павел Курушин, младший научный сотрудник лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка ИОП ИРПО.
Цель семинара – актуализация и систематизация информации по противодействию и профилактике радикализации молодежи на основе обмена теоретическим и практическим опытом образовательных организаций всех уровней и институтов гражданского общества. К участию в семинаре были приглашены педагоги, психологи, работники силовых ведомств, научные сотрудники, магистранты и аспиранты, представители образовательных организаций Томской области.
В семинаре приняли участие педагоги томских и новосибирской школ и научные сотрудники ТГПУ. Представление и обсуждение статей проводилось в форме обсуждения опубликованных материалов в группе социальной сети ВКонтакте. Участники семинара имели возможность ознакомиться с полными текстами представленных статей, задать вопросы авторам и выразить своё мнение в комментариях. Несмотря на необычный формат мероприятия, педагоги смогли успешно обсудить свои наработки, задать вопросы и высказать мнение по поводу наработок коллег.
Ни для кого не секрет, что благодатной средой для молодёжного и подросткового радикализма является неблагополучное социальное окружение. Поэтому наибольший интерес и активное обсуждение вызвали работа Грищенко Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №70 города Томска «Формирование толерантности у обучающихся на основе текстов художественной литературы в условиях образовательной организации при исправительном учреждении», а также работа Никулиной С.В., учителя МКОУ С(К)Ш № 107 города Новосибирска «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы».
По итогам семинара все участники, предоставившие описания образовательных практик для обсуждения в группе ВКонтакте, были награждены электронными именными сертификатами участников.
Реализуемый исследовательский проект научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (далее - лаборатория КФЦОС) входящей в Парк инновационных образовательных практик ТГПУ, будет поддержан в 2022-2023 годах Российским научным фондом. В рамках конкурса 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс) лаборатория КФЦОС ТГПУ под руководством ее заведующего А.П. Глухова представила заявку «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг в региональной системе общего и среднего профессионального образования» и получила финансовую поддержку РНФ.
Исследовательский проект направлен на разработку динамической модели цифровой грамотности (как процесса приобретения комплекса базовых компетенций, характеризующих владение цифровой культурой) обучающихся (школьников и учащихся СПО) в области системы общего и среднего профессионального образования с выявлением уровня, структуры, возрастной динамики, причин цифровых разрывов, каналов распространения и роли институтов образования в ее формировании.
Практико-ориентированной задачей, вытекающей из фундаментальных исследований проекта, является разработка комплексной рабочей модели томской региональной системы управления цифровой грамотностью за счет сокращения цифрового неравенства среди обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования на основе постоянного мониторинга уровня, структуры и возрастной динамики цифровой грамотности и цифровых разрывов обучающихся.
17 декабря успешно прошла Вторая региональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях». В работе приняли участие более 70 человек: представители администрации образовательных учреждений (директора школы, заместители директоров), педагоги, аспиранты, магистранты, студенты.
Обсуждались вопросы возможности тиражирования эффективного и уникального опыта образовательных учреждений по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся разного возраста, возможности сотрудничества Томского государственного педагогического университета и образовательных организаций в данном направлении, вопрос о создании проектно-творческой группы или ассоциации заинтересованных педагогов, которые могут представлять свой опыт или целую систему своей образовательной организации, стать наставниками для студентов, вести свои исследования.
На конференции с приветственными словами и пленарными докладами выступили руководитель лаборатории проектной и исследовательской деятельности Наталия Семенова, заведующий лабораторией метаметодики, советник при ректорате, Светлана Поздеева и директор Института детства и артпедагогики Ирина Дроздецкая и директор Северской гимназии Светлана Высоцкая зам. Директора СОШ «Интеграция» Томского района Елена Гуренкова.
Светлана Ивановна свой доклад посвятила теме исследовательской деятельности педагога и ученика. Были рассмотрены 3 вопроса: зачем исследование педагогу и ребенку, что является содержанием исследовательской деятельности и в чём заключаются её результаты.
Исследования становятся одним из способов решения актуальных задач педагога. В ситуациях профессиональных затруднений педагог начинает искать решения, рефлексировать, то есть менять собственную деятельность, занимая исследовательскую позицию. – отмечает Светлана Поздеева С точки зрения родителя ребенку исследования нужны для того, чтобы стать самоуправляемым учеником, то есть развить критическое мышление, научиться взаимодействовать с другими людьми и с самим собой. С точки зрения ребенка исследовательская деятельность интересна потому что она даёт возможность открывать что-то новое, познавать мир, продлить игру и даёт возможность взросления, возможность что-то сделать что-то реальное, значимое.
Наталия Семенова выступила с докладом «Сотворчество педагогов и студентов для создания единого пространства проектной и исследовательской деятельности». В докладе была обоснована необходимость тесного сотрудничества между педагогическим вузом и образовательными учреждениями для повышения практикоориентированности педагогического образования. Также было предложено создание неформальной ассоциации, которая объединит преподавателей вуза, студентов и педагогов для обмена эффективным опытом проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Секционный доклад на тему «Образовательный потенциал сотрудничества детей и их родителей на занятиях робототехникой в начальной школе» представила м.н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Ольга Каменева
Сотрудничество младших школьников с родителями непосредственно на занятиях имеет огромный образовательный потенциал. Формирование общих интересов с детьми при вовлечении родителей в учебный процесс помогает развивать положительную мотивацию детей к обучению, к техническому творчеству, к проектной и исследовательской деятельности, а также помогает преодолеть психологические барьеры при участии в различных соревнованиях и конкурсах, – комментирует Ольга Камнева.
Научно-исследовательская лаборатория проектной и исследовательской деятельности в декабре реализовала мероприятие по включению студентов в практико-ориентированную деятельность по направлению работы лаборатории.
С 6 по 11 декабря 37 студентов ИДиА принимали участие в областной открытой научно-практической конференции «Исследовательский марафон 2021», проводимой на базе экспериментальной площадки Парка ИОП ТГПУ – МАОУ гимназия № 29.
Студенты выступали в качестве экспертов на многочисленных и многопрофильных секциях конференции. С сентября с ними проводилась подготовка – ознакомление с основами проектной и исследовательской деятельности в школе, которое реализовали сотрудники лаборатории Наталия Семенова и Алла Егорова.
Отзывы студентов:
Очень интересно было наблюдать выступления детей, погружаться в темы. Бесспорно полезный опыт.
Дети продвинутые!!! Очень интересно слушать их мнение и работы!
Интересное мероприятие, дети умные, творческие, некоторые их проекты даже очень понравились
Было полезно посмотреть на исследования и проекты детей, в дальнейшем мне это явно пригодится в профессиональной деятельности
Было интересно поучаствовать в качестве организатора. Много интересных и полезных работ.
Конференция оставила после себя положительные эмоции, проекты и исследования были достаточно познавательные и информативные. Побывав в роли эксперта, еще раз убедилась в том, насколько важно постоянно развивать свой кругозор.
Было интересно посмотреть на работы детей, что они исследовали или создавали своими руками.
Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий