Новости

В Губернаторском Светленском лицее обсудили проблематику и перспективы развития российского образования

1 апреля в Губернаторском Светленском лицее, который является Экспериментальной площадкой Научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ, состоялся Круглый стол "О проблематике и перспективах развития российского образования".
 
В работе Круглого стола приняли участие: Максим Гулин, Первый заместитель Председателя Комитета по просвещению Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Ирина Грабцевич, начальник Департамента общего образования Томской области, Александр Сайбединов, заведующий лабораторией эмоционального образования ТГПУ, директор Губернаторского Светленского лицея, а также представители организаций общего и дополнительного образования из Томска и Москвы.
 
Участники  обсудили перспективы развития общего и дополнительного образования и познакомились с научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик, в рамках которой происходит исследование и распространение концепции эмоционального образования.
 
 
 
Семинар по профилактике радикализма в молодёжной среде

Институт развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета 26 марта 2022 года провел I Региональный семинар «ПРОФИЛАКТИКА РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ».

Координатор – Павел Курушин, младший научный сотрудник лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка ИОП ИРПО.

Цель семинара – актуализация и систематизация информации по противодействию и профилактике радикализации молодежи на основе обмена теоретическим и практическим опытом образовательных организаций всех уровней и институтов гражданского общества. К участию в семинаре были приглашены педагоги, психологи, работники силовых ведомств, научные сотрудники, магистранты и аспиранты, представители образовательных организаций Томской области.

В семинаре приняли участие педагоги томских и новосибирской школ и научные сотрудники ТГПУ. Представление и обсуждение статей проводилось в форме обсуждения опубликованных материалов в группе социальной сети ВКонтакте. Участники семинара имели возможность ознакомиться с полными текстами представленных статей, задать вопросы авторам и выразить своё мнение в комментариях. Несмотря на необычный формат мероприятия, педагоги смогли успешно обсудить свои наработки, задать вопросы и высказать мнение по поводу наработок коллег.

Ни для кого не секрет, что благодатной средой для молодёжного и подросткового радикализма является неблагополучное социальное окружение. Поэтому наибольший интерес и активное обсуждение вызвали работа Грищенко Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №70 города Томска «Формирование толерантности у обучающихся на основе текстов художественной литературы в условиях образовательной организации при исправительном учреждении», а также работа Никулиной С.В., учителя МКОУ С(К)Ш № 107 города Новосибирска «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы».

По итогам семинара все участники, предоставившие описания образовательных практик для обсуждения в группе ВКонтакте, были награждены электронными именными сертификатами участников.

Педагогическое сопровождение процесса внедрения концепции эмоционального образования

Научно-исследовательская лаборатория эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ в 2021/2022 году проводит эксперимент по внедрению концепции эмоционального образования в двух образовательных учреждениях: в филиале Светленского лицея в микрорайоне Северный парк города Томска и на Экспериментальной площадке Парка ИОП - в Молчановской СОШ. В Светленском лицее, в отличие от Молчановской СОШ, внедрение концепции эмоционального образования проводится непосредственно под руководством ее автора, директора лицея и заведующего лабораторией ТГПУ - Александра Сайбединова. 
 
Сотрудники лаборатории эмоционального образования оказывают системную поддержку для учителей Молчановской СОШ и проводят мониторинг эффективности внедрения элементов концепции эмоционального образования. Один из этапов сотрудничества - это введение в образовательный процесс авторских учебных программ, разработанных Александром Сайбединовым. 24-28 марта 2022 в Губернаторском Светленском лицее прошли практические курсы для педагогов начальных классов по программе «Изобразительное искусство». 
 
   Молчаново3.jpg
 
Молчаново1.jpg   
 
 
 
 
 
Северская гимназия стала Экспериментальной площадкой Парка ИОП

29 марта 2022 года подписан договор по организации деятельности Экспериментальной площадки Парка ИОП ТГПУ на базе МБОУ «Северская гимназия».
 
Предварительно были проведены две встречи представителей руководства Северской гимназии, ИРПО ТГПУ и Парка ИОП ТГПУ. Директор Северской гимназии Светлана Высоцкая, заместитель директора Северской гимназии по научно-методической работе Кира Кручинина, директор ИРПО Наталия Семенова и руководитель Парка ИОП Лариса Куровская, обсудили уникальный многолетний опыт работы Северской гимназии, направления сотрудничества, совместные научно-исследовательские и образовательные задачи (преимущественно в области проектной и исследовательской деятельности в образовании).
 
В ближайшее время планируется совместно провести стратегическую сессию, направленную на разработку стратегии развития Северской гимназии.
 
Руководители школ познакомились с работой лаборатории эмоционального образования ТГПУ

В рамках трёхдневного семинара «Руководитель 21 века. Развитие управленческих компетенций», прошедшего в городе Томске, директора школ посетили образовательные организации Томской области, в числе которых была экспериментальная площадка Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ - губернаторский Светленский лицей. Участники семинара познакомились с концепцией эмоционального образования и выразили желание сотрудничать. Многие участники семинара отметили пользу посещения лицея - экспертиментальной площадки ТГПУ в рамках трёхдневного знакомства с городом, и даже оставили эмоциональные отзывы: «Всегда восхищают учителя, работающие с вдохновением и горящими глазами. Образовательная среда великолепна, люди удивительны».
Исследовательский проект Парка инновационных образовательных практик ТГПУ получит поддержку Российского научного фонда

Реализуемый исследовательский проект научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (далее - лаборатория КФЦОС) входящей в Парк инновационных образовательных практик ТГПУ, будет поддержан в 2022-2023 годах Российским научным фондом. В рамках конкурса 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс) лаборатория КФЦОС ТГПУ под руководством ее заведующего А.П. Глухова представила заявку «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг в региональной системе общего и среднего профессионального образования» и получила финансовую поддержку РНФ.

Исследовательский проект направлен на разработку динамической модели цифровой грамотности (как процесса приобретения комплекса базовых компетенций, характеризующих владение цифровой культурой) обучающихся (школьников и учащихся СПО) в области системы общего и среднего профессионального образования с выявлением уровня, структуры, возрастной динамики, причин цифровых разрывов, каналов распространения и роли институтов образования в ее формировании.

Практико-ориентированной задачей, вытекающей из фундаментальных исследований проекта, является разработка комплексной рабочей модели томской региональной системы управления цифровой грамотностью за счет сокращения цифрового неравенства среди обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования на основе постоянного мониторинга уровня, структуры и возрастной динамики цифровой грамотности и цифровых разрывов обучающихся.

 

Экспериментальная площадка Парка ИОП получила статус Федеральной инновационной площадки

Губернаторский Светленский лицей, являющийся экспериментальной площадкой научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП, получил статус Федеральной инновационной площадки Министерства просвещения Российской Федерации.
Основная цель лаборатории эмоционального образования это разработка педагогической франшизы "Эмоциональное образование", которая заключается в исследовании особенностей реализации концепции эмоционального образования на базе образовательных организаций общего образования. 
В рамках лаборатории эмоционального образования в Томском государственном педагогическом университете ведётся научно-исследовательская работа над изучением и технологизацией концепции. В рамках семинаров и педагогической практики осуществляется передача знаний о ценностях, инструментах и механизмах эмоционального образования будущим педагогам.
Губернаторский Светленский лицей на протяжении более чем 25 лет обучает учеников по авторской концепции директора лицея и заведующего научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования, Александра Сайбединова. Опыт лицея давно стал известен не только в Томской области, но и по всей России.
Представители РКК "Энергия" посетили Экспериментальную площадку Парка ИОП

Лицей1
 
Экспериментальную площадку Парка ИОП, Губернаторский Светленский лицей, посетили представители РКК "Энергия", Александр Чернявский и Антон Пожарницкий. Александр Чернявский, заслуженный конструктор РФ, советник генерального директора РКК «Энергия», ознакомился с лицейскими научными лабораториями и предложил привлечь специалистов для настройки оборудования в лаборатории "Изучение космического пространства и иных форм жизни". А также посоветовал воспитанникам лаборатории "Изучение глобальных экологических рисков и разработки механизмов их предотвращения» поучаствовать со своими проектами в Инициативе «Космический урок».
Александр Чернявский высоко оценил концепцию эмоционального образования, которая развивается в Губернаторском Светленском лицее и исследуется сотрудниками научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП.
 
 
Более 70 педагогов и студентов обсудили особенности организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся

17 декабря успешно прошла Вторая региональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях». В работе приняли участие более 70 человек: представители администрации образовательных учреждений (директора школы, заместители директоров), педагоги, аспиранты, магистранты, студенты.

Обсуждались вопросы возможности тиражирования эффективного и уникального опыта образовательных учреждений по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся разного возраста, возможности сотрудничества Томского государственного педагогического университета и образовательных организаций в данном направлении, вопрос о создании проектно-творческой группы или ассоциации заинтересованных педагогов, которые могут представлять свой опыт или целую систему своей образовательной организации, стать наставниками для студентов, вести свои исследования.

На конференции с приветственными словами и пленарными докладами выступили руководитель лаборатории проектной и исследовательской деятельности Наталия Семенова, заведующий лабораторией метаметодики, советник при ректорате, Светлана Поздеева и директор Института детства и артпедагогики Ирина Дроздецкая и директор Северской гимназии Светлана Высоцкая зам. Директора СОШ «Интеграция» Томского района Елена Гуренкова.

 

Светлана Ивановна свой доклад посвятила теме исследовательской деятельности педагога и ученика. Были рассмотрены 3 вопроса: зачем исследование педагогу и ребенку, что является содержанием исследовательской деятельности и в чём заключаются её результаты.

Исследования становятся одним из способов решения актуальных задач педагога. В ситуациях профессиональных затруднений педагог начинает искать решения, рефлексировать, то есть менять собственную деятельность, занимая исследовательскую позицию. – отмечает Светлана Поздеева ­ С точки зрения родителя ребенку исследования нужны для того, чтобы стать самоуправляемым учеником, то есть развить критическое мышление, научиться взаимодействовать с другими людьми и с самим собой. С точки зрения ребенка исследовательская деятельность интересна потому что она даёт возможность открывать что-то новое, познавать мир, продлить игру и даёт возможность взросления, возможность что-то сделать что-то реальное, значимое.

Наталия Семенова выступила с докладом «Сотворчество педагогов и студентов для создания единого пространства проектной и исследовательской деятельности». В докладе была обоснована необходимость тесного сотрудничества между педагогическим вузом и образовательными учреждениями для повышения практикоориентированности педагогического образования. Также было предложено создание неформальной ассоциации, которая объединит преподавателей вуза, студентов и педагогов для обмена эффективным опытом проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Секционный доклад на тему «Образовательный потенциал сотрудничества детей и их родителей на занятиях робототехникой в начальной школе» представила м.н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Ольга Каменева

Сотрудничество младших школьников с родителями непосредственно на занятиях имеет огромный образовательный потенциал. Формирование общих интересов с детьми при вовлечении родителей в учебный процесс помогает развивать положительную мотивацию детей к обучению, к техническому творчеству, к проектной и исследовательской деятельности, а также помогает преодолеть психологические барьеры при участии в различных соревнованиях и конкурсах, – комментирует Ольга Камнева.

 

 

Лаборатория проектной  и исследовательской деятельности реализовала мероприятие по включению студентов в практико-ориентированную деятельность

Научно-исследовательская лаборатория проектной  и исследовательской деятельности в декабре реализовала мероприятие по включению студентов в практико-ориентированную деятельность по направлению работы лаборатории.

С 6 по 11 декабря 37 студентов ИДиА принимали участие в областной открытой научно-практической конференции «Исследовательский марафон 2021», проводимой на базе экспериментальной площадки Парка ИОП ТГПУ – МАОУ гимназия № 29.

Студенты выступали в качестве экспертов на многочисленных  и многопрофильных секциях конференции. С сентября с ними проводилась подготовка – ознакомление с основами проектной и исследовательской деятельности в школе, которое реализовали сотрудники лаборатории Наталия Семенова и Алла Егорова.

 

Отзывы студентов:

Очень интересно было наблюдать выступления детей, погружаться в темы. Бесспорно полезный опыт.

Дети продвинутые!!! Очень интересно слушать их мнение и работы!

Интересное мероприятие, дети умные, творческие, некоторые их проекты даже очень понравились

Было полезно посмотреть на исследования и проекты детей, в дальнейшем мне это явно пригодится в профессиональной деятельности

Было интересно поучаствовать в качестве организатора. Много интересных и полезных работ.

Конференция оставила после себя положительные эмоции, проекты и исследования были достаточно познавательные и информативные. Побывав в роли эксперта, еще раз убедилась в том, насколько важно постоянно развивать свой кругозор.

Было интересно посмотреть на работы детей, что они исследовали или создавали своими руками.

  1. Подведены итоги конкурса Идеи для Новой школы
  2. Сотрудник Парка ИОП стал сертифицированным экспертом федерального проекта Кадры для цифровой экономики
  3. Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования
  4. Приглашение к участию в конференции "Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях"
  5. Концепция эмоционального образования представлена на образовательном ресурсе "ЯКласс"
  6. Вебинар по метаметодике в Иркутском государственном университете
  7. Стратегическая сессия по обновлению преподавания психолого-педагогических дисциплин
  8. Сотрудники Парка ИОП приняли участие в III Международном научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
  9. Отчётная сессия Парка инновационных образовательных практик
  10.  Победа в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании»

Поиск