Новости

Экспериментальная площадка Парка ИОП получила статус Федеральной инновационной площадки

Губернаторский Светленский лицей, являющийся экспериментальной площадкой научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП, получил статус Федеральной инновационной площадки Министерства просвещения Российской Федерации.
Основная цель лаборатории эмоционального образования это разработка педагогической франшизы "Эмоциональное образование", которая заключается в исследовании особенностей реализации концепции эмоционального образования на базе образовательных организаций общего образования. 
В рамках лаборатории эмоционального образования в Томском государственном педагогическом университете ведётся научно-исследовательская работа над изучением и технологизацией концепции. В рамках семинаров и педагогической практики осуществляется передача знаний о ценностях, инструментах и механизмах эмоционального образования будущим педагогам.
Губернаторский Светленский лицей на протяжении более чем 25 лет обучает учеников по авторской концепции директора лицея и заведующего научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования, Александра Сайбединова. Опыт лицея давно стал известен не только в Томской области, но и по всей России.
Представители РКК "Энергия" посетили Экспериментальную площадку Парка ИОП

Лицей1
 
Экспериментальную площадку Парка ИОП, Губернаторский Светленский лицей, посетили представители РКК "Энергия", Александр Чернявский и Антон Пожарницкий. Александр Чернявский, заслуженный конструктор РФ, советник генерального директора РКК «Энергия», ознакомился с лицейскими научными лабораториями и предложил привлечь специалистов для настройки оборудования в лаборатории "Изучение космического пространства и иных форм жизни". А также посоветовал воспитанникам лаборатории "Изучение глобальных экологических рисков и разработки механизмов их предотвращения» поучаствовать со своими проектами в Инициативе «Космический урок».
Александр Чернявский высоко оценил концепцию эмоционального образования, которая развивается в Губернаторском Светленском лицее и исследуется сотрудниками научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП.
 
 
Более 70 педагогов и студентов обсудили особенности организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся

17 декабря успешно прошла Вторая региональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях». В работе приняли участие более 70 человек: представители администрации образовательных учреждений (директора школы, заместители директоров), педагоги, аспиранты, магистранты, студенты.

Обсуждались вопросы возможности тиражирования эффективного и уникального опыта образовательных учреждений по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся разного возраста, возможности сотрудничества Томского государственного педагогического университета и образовательных организаций в данном направлении, вопрос о создании проектно-творческой группы или ассоциации заинтересованных педагогов, которые могут представлять свой опыт или целую систему своей образовательной организации, стать наставниками для студентов, вести свои исследования.

На конференции с приветственными словами и пленарными докладами выступили руководитель лаборатории проектной и исследовательской деятельности Наталия Семенова, заведующий лабораторией метаметодики, советник при ректорате, Светлана Поздеева и директор Института детства и артпедагогики Ирина Дроздецкая и директор Северской гимназии Светлана Высоцкая зам. Директора СОШ «Интеграция» Томского района Елена Гуренкова.

 

Светлана Ивановна свой доклад посвятила теме исследовательской деятельности педагога и ученика. Были рассмотрены 3 вопроса: зачем исследование педагогу и ребенку, что является содержанием исследовательской деятельности и в чём заключаются её результаты.

Исследования становятся одним из способов решения актуальных задач педагога. В ситуациях профессиональных затруднений педагог начинает искать решения, рефлексировать, то есть менять собственную деятельность, занимая исследовательскую позицию. – отмечает Светлана Поздеева ­ С точки зрения родителя ребенку исследования нужны для того, чтобы стать самоуправляемым учеником, то есть развить критическое мышление, научиться взаимодействовать с другими людьми и с самим собой. С точки зрения ребенка исследовательская деятельность интересна потому что она даёт возможность открывать что-то новое, познавать мир, продлить игру и даёт возможность взросления, возможность что-то сделать что-то реальное, значимое.

Наталия Семенова выступила с докладом «Сотворчество педагогов и студентов для создания единого пространства проектной и исследовательской деятельности». В докладе была обоснована необходимость тесного сотрудничества между педагогическим вузом и образовательными учреждениями для повышения практикоориентированности педагогического образования. Также было предложено создание неформальной ассоциации, которая объединит преподавателей вуза, студентов и педагогов для обмена эффективным опытом проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Секционный доклад на тему «Образовательный потенциал сотрудничества детей и их родителей на занятиях робототехникой в начальной школе» представила м.н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Ольга Каменева

Сотрудничество младших школьников с родителями непосредственно на занятиях имеет огромный образовательный потенциал. Формирование общих интересов с детьми при вовлечении родителей в учебный процесс помогает развивать положительную мотивацию детей к обучению, к техническому творчеству, к проектной и исследовательской деятельности, а также помогает преодолеть психологические барьеры при участии в различных соревнованиях и конкурсах, – комментирует Ольга Камнева.

 

 

Лаборатория проектной  и исследовательской деятельности реализовала мероприятие по включению студентов в практико-ориентированную деятельность

Научно-исследовательская лаборатория проектной  и исследовательской деятельности в декабре реализовала мероприятие по включению студентов в практико-ориентированную деятельность по направлению работы лаборатории.

С 6 по 11 декабря 37 студентов ИДиА принимали участие в областной открытой научно-практической конференции «Исследовательский марафон 2021», проводимой на базе экспериментальной площадки Парка ИОП ТГПУ – МАОУ гимназия № 29.

Студенты выступали в качестве экспертов на многочисленных  и многопрофильных секциях конференции. С сентября с ними проводилась подготовка – ознакомление с основами проектной и исследовательской деятельности в школе, которое реализовали сотрудники лаборатории Наталия Семенова и Алла Егорова.

 

Отзывы студентов:

Очень интересно было наблюдать выступления детей, погружаться в темы. Бесспорно полезный опыт.

Дети продвинутые!!! Очень интересно слушать их мнение и работы!

Интересное мероприятие, дети умные, творческие, некоторые их проекты даже очень понравились

Было полезно посмотреть на исследования и проекты детей, в дальнейшем мне это явно пригодится в профессиональной деятельности

Было интересно поучаствовать в качестве организатора. Много интересных и полезных работ.

Конференция оставила после себя положительные эмоции, проекты и исследования были достаточно познавательные и информативные. Побывав в роли эксперта, еще раз убедилась в том, насколько важно постоянно развивать свой кругозор.

Было интересно посмотреть на работы детей, что они исследовали или создавали своими руками.

Подведены итоги конкурса Идеи для Новой школы

17 декабря в Томском государственном университете подвели итоги общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы».

Организатором конкурса является Томский государственный педагогический университет. Координатор конкурса – Институт развития педагогического образования (отв. – Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП)

Конкурс проведён при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В конкурсную комиссию поступила 101 конкурсная работа, всего в конкурсе приняли участие 442 обучающихся вузов по педагогическим направлениям подготовки.

78 преподавателей вузов выступили наставниками команд – участников конкурса.

В конкурсе приняли участие обучающиеся из 28 университетов из 25 субъектов Российской Федерации.

В состав жюри под председательством профессора ТГПУ Елены Анатольевны Румбешты вошли 13 преподавателей вузов из 6 регионов Российской Федерации. Все члены конкурсной комиссии помимо научно-педагогического опыта работы имеют опыт в экспертизе конкурсных работ регионального и федерального уровней.

По итогам тройной независимой экспертизы конкурсная комиссия определила 18 команд – победителей конкурса. Ими стали студенты из Филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле, МПГУ, НГПУ им. К. Минина, АГГПУ имени В.М. Шукшина, УрГПУ, ОГПУ, ЮУрГГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ТГПУ, НГПУ, ОмГПУ и СурГПУ.

Победители конкурса будет отмечены дипломами победителей и ценными призами.

Участники конкурса получат сертификаты участников, наставники команд – участников конкурса и ректоры соответствующих университетов будут отмечены благодарственными письмами.

Члены конкурсной комиссии отметили высокий уровень конкурсных работ и оригинальность образовательных инициатив студентов.

«Большинство работ получили максимальное количество баллов за такие показатели конкурса, как соответствие условиям, логичность, грамотность, тиражируемость. Много замечаний к таким критериям как оригинальность предлагаемых механизмов, инструментов и методов, измеримость результатов мероприятия, значимость для ребёнка и образовательных учреждений». – комментирует эксперт конкурса Раиса Магомадова, канд.биол.наук, доцент кафедры биологии и методики её преподавания Чеченского государственного педагогического университета.

Отзывы других экспертов и запись видео-трансляцию церемонии объявления победителей можно посмотреть на сайте конкурса https://www.tspu.edu.ru/ins

Сотрудник Парка ИОП стал сертифицированным экспертом федерального проекта Кадры для цифровой экономики

Заведующий научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Андрей Глухов стал сертифицированным экспертом Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Андрей Петрович в течение двух лет проводил экспертизу проектов в области цифровизации образования и подготовки кадров в качестве члена экспертной группы "Мониторинговые исследования и оценка цифровой грамотности и компетенций" Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В ходе обсуждений и проектных сессий экспертной группы обсуждался широкий круг вопросов, связанных с цифровой трансформацией образования и профессиональной подготовки: в частности, паспорт стратегии Цифровая трансформация образования, анализ уровня мотивационно-ценностных особенностей населения Российской Федерации и мониторинга операционной готовности различных групп и категорий населения к жизни и деятельности в условиях цифровой экономики, о разработке и подготовке плана введения системы оценки уровней владения компетенциями цифровой экономики (цифровой аналог нормативов ГТО для всех возрастов), о задачах подготовки предложений по актуализации основных образовательных программ, в том числе по наиболее массовым направлениям подготовки с учетом задач подготовки востребованных кадров для цифровой экономики и требований по формированию ключевых компетенций цифровой экономики в 2022 году, о  результатах апробации модели мониторинга рынка труда и образовательных возможностей на основе анализа данных.

Работа Андрея Глухова отмечена благодарностью за активное участие в работе экспертного сообщества Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» и присвоением статуса сертифицированного эксперта федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования

9 декабря 2021 года в рамках Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» в ТГПУ прошёл круглый стол «Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: экосистемное измерение».

Модератором круглого стола выступила Лариса Смышляева, директор научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ. В своём докладе «Экосистемные сценарии организации междисциплинарных научных исследований проблем развития человеческого потенциала» Лариса Германовна отметила важность работы с человеческим потенциалом в рамках педагогического образования и проведения междисциплинарных научно-педагогических исследований. Участникам круглого стола были представлены новые черты профессиональной идентичности современного специалиста в сфере образования, которая включает следующие новые функции:

  • организация/дизайн экосистемных/кластерных образовательных коммуникаций
  • проектирование процессов, продуктов, сред нового поколения (индивидуализация, гибридность, геймификация, визуализация)
  • работа на задачи инклюзивной экономики
  • работа с эффектами пробного действия
  • карьерное консультирование (в логике ценностей индивидуальности, развития человеческого потенциала/капитала и содействия самореализации)
  • практики образования взрослых (андрагогика) гибридного формата – формальное и неформальное образование

Экосистемный подход в развитии профессионализма педагога через научно-исследовательскую деятельность раскрыла в своём выступлении Светлана Поздеева, заведующий научно-исследовательской лабораторией метаметодики Парка ИОП ИРПО ТГПУ, советник при ректорате ТГПУ.

Коллеги из Казанского (Приволжского) федерального университета, заведующий кафедрой педагогики Роза Валеева и директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин поделились результатами анализа международных трендов в психолого-педагогических исследованиях и какое место в них занимают российские учёные. Заместитель директора Института психологии и образования КФУ Алмаз Галимов рассказал о приоритетах Казанского федерального университета в проведении перспективных междисциплинарных исследований в образовании.

В завершении работы круглого стола выступили сотрудники кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета Галина Егорова и Амина Ниязова с докладом «Педагогический вуз: образовательная экосистема подготовки выпускников для будущего региона».

На секции «Научные контексты и практика становления экосистемных отношений в образовании» Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» был представлен доклад «Роль инновационных акторов в трансформации ландшафта образовательной системы: к обоснованию экосистемного подхода», подготовленный совместно сотрудниками лаборатории инноваций в образовании, Института образования НИУ ВШЭ Дианой Королевой и Дарьей Томасовой и заведующим научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО ТГПУ Андреем Глуховым.

Все доклады вызвали большой интерес у аудитории и активное обсуждение.

Приглашение к участию в конференции "Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях"

Томский государственный педагогический университет приглашает принять участие во Второй региональной научно-практической конференции «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях»  17 декабря 2021 года (время ориентировочно вторая половина дня, установим после получения заявок в программе )

 

Организаторы конференции: Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Институт детства и артпедагогики (далее – ИДиА) ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».

К участию в конференции приглашаются:

‒ педагогические работники школ

‒ педагогические работники дошкольных образовательных организаций

‒ работники учреждений дополнительного образования

‒ представители администрации образовательных учреждений

‒ научные работники, магистранты, аспиранты.

Цель конференции: актуализация и обмен опытом организации и проведения исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях региона, а также создание научно-методической ассоциации педагогов-единомышленников, развивающих практику вовлечения детей в проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи конференции:

‒ представление эффективного и уникального опыта организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях;

‒ выявление общих проблем в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в регионе и выявление механизмов их решения;

‒ создание проектно-творческой группы по разработке единых подходов к реализации и представлению результатов исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Формат проведения:

1. Представление опыта организации и проведения исследовательской и проектной деятельности детей (регламент 5-7 минут).

2. Дискуссионная площадка: обсуждение актуальных вопросов практики организации исследовательской и проектной деятельности.

Режим проведения – смешанный. Возможно очное присутствие и работа онлайн (на платформе BigBlueButton). Ссылка будет выслана предварительно.

Основные содержательные линии и направления для обсуждения:

‒ Как вовлечь детей в исследовательскую и проектную деятельность?

‒ Что важнее: результат исследовательской и проектной деятельности или сам процесс? Продукт/знания или умения?

‒ Какой педагог может работать с обучающимися в рамках организации проектной или исследовательской деятельности? Какими знаниями и компетенциями он должен обладать?

‒ Какова должна быть вовлеченность родителей в организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся?

‒ Нужны ли единые подходы к организации исследовательской и проектной деятельности?

‒ Какие нормативные и учебно-методические документы будут полезны педагогам для ведения проектной и исследовательской работы с обучающимися? Требования к этим документам.

‒ Каковы должны быть требования к представлению результатов исследовательских и проектных работ обучающихся?

Программа конференции включает доклады и участие в работе дискуссионной площадки по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.

Все зарегистрировавшиеся и принявшие участие в конференции получают сертификаты

 

Заявки на участие в конференции и статьи принимаются до 12 декабря 2021 г. по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1_n2HHEHPnI4NIpPfiCKmIkAEdor1MAzkIzaiT1SojZg/edit

 

Концепция эмоционального образования представлена на образовательном ресурсе "ЯКласс"

Александр Сайбединов, заведующий научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования, выступил на Всероссийской педагогической онлайн-конференции «Современная дидактика: pro грамотность и гуманизм». Конференция прошла на цифровом образовательном ресурсе «ЯКласс».

В повестке обсуждения ведущих экспертов современного общего образования стояли следующие вопросы.  Какими методиками и средствами добиваться непрерывного прогресса в повышении грамотности школьников? Как сберечь гуманистические ценности в условиях нового времени «цифры» и агрессивной конкурентности? Как преодолеть клиповое мышление и эгоцентризм, сохраняя стремления личности к саморазвитию, познанию мира и созиданию?

Александр Сайбединов в своём методологическом докладе «Проблема усиления противоречий между миром знаний и эмоций как условие зарождения новой дидактики» раскрыл противоречия современной дидактики в рисках развития современной цивилизации и представил новую дидактику концепции "эмоционального образования", где фокус внимания педагога направлен не только на качество знаний, но главное – на формирование личности человека, как носителя этих знаний.

Выступление Александра Геннадьевича традиционно затронуло актуальные противоречия воспитания и образования школьников и получило эмоциональную поддержку участников конференции.

 

Александр Геннадьевич Сайбединов — Народный учитель Российской Федерации, лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования и науки, директор Губернаторского Светленского лицея (Томская область), заведующий научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка ИОП ИРПО ТГПУ

 

Другие выступления Александра Сайбединова:

1. Информационные ресурсы лаборатории эмоционального образования: https://park.tspu.edu.ru/component/sppagebuilder/27-resursy-laboratorii-emotsionalnogo-obrazovaniya.html

2. Выступления Александра Сайбединова на мероприятиях:

- Методологический доклад «Эмоциональное образование — взгляд в будущее!»  https://www.youtube.com/watch?v=hxkep...

- «Стереотипы общественного сознания как основной тормоз на пути решения проблем современного образования»  https://www.youtube.com/watch?v=VCGSV...

Вебинар по метаметодике в Иркутском государственном университете

Профессор Светлана Поздеева, заведующий лабораторией метаметодики Парка ИОП ИРПО, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА, провела вебинар на тему «Что такое метаметодика?» для преподавателей и студентов Института педагогики Иркутского государственного университета. В научно-методическом семинаре приняли участие 55 человек. Семинар был инициирован преподавателями и студентами ИГУ после выступления Поздеевой С.И. на пленарном заседании IV Научно-методической конференции «Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения» (всероссийское мероприятие с международным участием) с докладом на тему «К проблеме выделения метаметодического аспекта профессиональной деятельности учителя».

Некоторые отзывы слушателей-студентов о прошедшем вебинаре:

- «Очень рада, что мы смогли познакомиться метаметодикой. На мой взгляд, это новый взгляд на организацию обучающей деятельности, деятельностное воплощение дидактики и методики».

- «Было интересно познакомиться с моделями организации совместной деятельности педагога и детей, которые предложила Г.Н. Прозументова. Для себя отметила принцип двойственной позиции педагога как организатора-участника совместной деятельности. Действительно, учителю необходимо соблюдать тонкую грань между этими двумя позициями. Раньше тоже об этом задумывалась и думала о том, что, на самом деле, в совместной деятельности учитель и ученики – партнеры.  Организуя совместную деятельность, педагог переключает свое внимание со структуры урока на взаимодействие с детьми».

- «Выяснила, что учебные задания – метасредства и закрепила свои знания, полученные при изучении дисциплины «Конструирование учебных заданий в начальной школе». Убедилась, что в учебном задании требование должно быть ёмким. Еще одним открытием стали метаметоды. Вернее не их содержание, а название групп. Раньше с таким не сталкивалась».

  1. Стратегическая сессия по обновлению преподавания психолого-педагогических дисциплин
  2. Сотрудники Парка ИОП приняли участие в III Международном научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
  3. Отчётная сессия Парка инновационных образовательных практик
  4.  Победа в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании»
  5. Концепция эмоционального образования будет внедрена в школах Томского района
  6. Молчановская СОШ №1 будет внедрять концепцию эмоционального образования
  7. Практико-ориентированный семинар по профилактике радикализации молодёжи в образовательных организациях
  8. Красноярские и воронежские педагоги посетили экспериментальную площадку Парка ИОП
  9. На международном научно-образовательном форуме обсудили значимость эмоционального образования
  10. Научный сотрудник лаборатории метаметодики Парка ИОП провёл для студентов БХФ модельное занятие "урок-диалог"

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск