Новости

Подведены итоги конкурса Идеи для Новой школы

17 декабря в Томском государственном университете подвели итоги общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы».

Организатором конкурса является Томский государственный педагогический университет. Координатор конкурса – Институт развития педагогического образования (отв. – Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП)

Конкурс проведён при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В конкурсную комиссию поступила 101 конкурсная работа, всего в конкурсе приняли участие 442 обучающихся вузов по педагогическим направлениям подготовки.

78 преподавателей вузов выступили наставниками команд – участников конкурса.

В конкурсе приняли участие обучающиеся из 28 университетов из 25 субъектов Российской Федерации.

В состав жюри под председательством профессора ТГПУ Елены Анатольевны Румбешты вошли 13 преподавателей вузов из 6 регионов Российской Федерации. Все члены конкурсной комиссии помимо научно-педагогического опыта работы имеют опыт в экспертизе конкурсных работ регионального и федерального уровней.

По итогам тройной независимой экспертизы конкурсная комиссия определила 18 команд – победителей конкурса. Ими стали студенты из Филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле, МПГУ, НГПУ им. К. Минина, АГГПУ имени В.М. Шукшина, УрГПУ, ОГПУ, ЮУрГГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ТГПУ, НГПУ, ОмГПУ и СурГПУ.

Победители конкурса будет отмечены дипломами победителей и ценными призами.

Участники конкурса получат сертификаты участников, наставники команд – участников конкурса и ректоры соответствующих университетов будут отмечены благодарственными письмами.

Члены конкурсной комиссии отметили высокий уровень конкурсных работ и оригинальность образовательных инициатив студентов.

«Большинство работ получили максимальное количество баллов за такие показатели конкурса, как соответствие условиям, логичность, грамотность, тиражируемость. Много замечаний к таким критериям как оригинальность предлагаемых механизмов, инструментов и методов, измеримость результатов мероприятия, значимость для ребёнка и образовательных учреждений». – комментирует эксперт конкурса Раиса Магомадова, канд.биол.наук, доцент кафедры биологии и методики её преподавания Чеченского государственного педагогического университета.

Отзывы других экспертов и запись видео-трансляцию церемонии объявления победителей можно посмотреть на сайте конкурса https://www.tspu.edu.ru/ins

Сотрудник Парка ИОП стал сертифицированным экспертом федерального проекта Кадры для цифровой экономики

Заведующий научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Андрей Глухов стал сертифицированным экспертом Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Андрей Петрович в течение двух лет проводил экспертизу проектов в области цифровизации образования и подготовки кадров в качестве члена экспертной группы "Мониторинговые исследования и оценка цифровой грамотности и компетенций" Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В ходе обсуждений и проектных сессий экспертной группы обсуждался широкий круг вопросов, связанных с цифровой трансформацией образования и профессиональной подготовки: в частности, паспорт стратегии Цифровая трансформация образования, анализ уровня мотивационно-ценностных особенностей населения Российской Федерации и мониторинга операционной готовности различных групп и категорий населения к жизни и деятельности в условиях цифровой экономики, о разработке и подготовке плана введения системы оценки уровней владения компетенциями цифровой экономики (цифровой аналог нормативов ГТО для всех возрастов), о задачах подготовки предложений по актуализации основных образовательных программ, в том числе по наиболее массовым направлениям подготовки с учетом задач подготовки востребованных кадров для цифровой экономики и требований по формированию ключевых компетенций цифровой экономики в 2022 году, о  результатах апробации модели мониторинга рынка труда и образовательных возможностей на основе анализа данных.

Работа Андрея Глухова отмечена благодарностью за активное участие в работе экспертного сообщества Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» и присвоением статуса сертифицированного эксперта федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования

9 декабря 2021 года в рамках Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» в ТГПУ прошёл круглый стол «Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: экосистемное измерение».

Модератором круглого стола выступила Лариса Смышляева, директор научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ. В своём докладе «Экосистемные сценарии организации междисциплинарных научных исследований проблем развития человеческого потенциала» Лариса Германовна отметила важность работы с человеческим потенциалом в рамках педагогического образования и проведения междисциплинарных научно-педагогических исследований. Участникам круглого стола были представлены новые черты профессиональной идентичности современного специалиста в сфере образования, которая включает следующие новые функции:

  • организация/дизайн экосистемных/кластерных образовательных коммуникаций
  • проектирование процессов, продуктов, сред нового поколения (индивидуализация, гибридность, геймификация, визуализация)
  • работа на задачи инклюзивной экономики
  • работа с эффектами пробного действия
  • карьерное консультирование (в логике ценностей индивидуальности, развития человеческого потенциала/капитала и содействия самореализации)
  • практики образования взрослых (андрагогика) гибридного формата – формальное и неформальное образование

Экосистемный подход в развитии профессионализма педагога через научно-исследовательскую деятельность раскрыла в своём выступлении Светлана Поздеева, заведующий научно-исследовательской лабораторией метаметодики Парка ИОП ИРПО ТГПУ, советник при ректорате ТГПУ.

Коллеги из Казанского (Приволжского) федерального университета, заведующий кафедрой педагогики Роза Валеева и директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин поделились результатами анализа международных трендов в психолого-педагогических исследованиях и какое место в них занимают российские учёные. Заместитель директора Института психологии и образования КФУ Алмаз Галимов рассказал о приоритетах Казанского федерального университета в проведении перспективных междисциплинарных исследований в образовании.

В завершении работы круглого стола выступили сотрудники кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета Галина Егорова и Амина Ниязова с докладом «Педагогический вуз: образовательная экосистема подготовки выпускников для будущего региона».

На секции «Научные контексты и практика становления экосистемных отношений в образовании» Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» был представлен доклад «Роль инновационных акторов в трансформации ландшафта образовательной системы: к обоснованию экосистемного подхода», подготовленный совместно сотрудниками лаборатории инноваций в образовании, Института образования НИУ ВШЭ Дианой Королевой и Дарьей Томасовой и заведующим научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО ТГПУ Андреем Глуховым.

Все доклады вызвали большой интерес у аудитории и активное обсуждение.

Приглашение к участию в конференции "Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях"

Томский государственный педагогический университет приглашает принять участие во Второй региональной научно-практической конференции «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях»  17 декабря 2021 года (время ориентировочно вторая половина дня, установим после получения заявок в программе )

 

Организаторы конференции: Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Институт детства и артпедагогики (далее – ИДиА) ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».

К участию в конференции приглашаются:

‒ педагогические работники школ

‒ педагогические работники дошкольных образовательных организаций

‒ работники учреждений дополнительного образования

‒ представители администрации образовательных учреждений

‒ научные работники, магистранты, аспиранты.

Цель конференции: актуализация и обмен опытом организации и проведения исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях региона, а также создание научно-методической ассоциации педагогов-единомышленников, развивающих практику вовлечения детей в проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи конференции:

‒ представление эффективного и уникального опыта организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях;

‒ выявление общих проблем в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в регионе и выявление механизмов их решения;

‒ создание проектно-творческой группы по разработке единых подходов к реализации и представлению результатов исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Формат проведения:

1. Представление опыта организации и проведения исследовательской и проектной деятельности детей (регламент 5-7 минут).

2. Дискуссионная площадка: обсуждение актуальных вопросов практики организации исследовательской и проектной деятельности.

Режим проведения – смешанный. Возможно очное присутствие и работа онлайн (на платформе BigBlueButton). Ссылка будет выслана предварительно.

Основные содержательные линии и направления для обсуждения:

‒ Как вовлечь детей в исследовательскую и проектную деятельность?

‒ Что важнее: результат исследовательской и проектной деятельности или сам процесс? Продукт/знания или умения?

‒ Какой педагог может работать с обучающимися в рамках организации проектной или исследовательской деятельности? Какими знаниями и компетенциями он должен обладать?

‒ Какова должна быть вовлеченность родителей в организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся?

‒ Нужны ли единые подходы к организации исследовательской и проектной деятельности?

‒ Какие нормативные и учебно-методические документы будут полезны педагогам для ведения проектной и исследовательской работы с обучающимися? Требования к этим документам.

‒ Каковы должны быть требования к представлению результатов исследовательских и проектных работ обучающихся?

Программа конференции включает доклады и участие в работе дискуссионной площадки по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.

Все зарегистрировавшиеся и принявшие участие в конференции получают сертификаты

 

Заявки на участие в конференции и статьи принимаются до 12 декабря 2021 г. по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1_n2HHEHPnI4NIpPfiCKmIkAEdor1MAzkIzaiT1SojZg/edit

 

Концепция эмоционального образования представлена на образовательном ресурсе "ЯКласс"

Александр Сайбединов, заведующий научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования, выступил на Всероссийской педагогической онлайн-конференции «Современная дидактика: pro грамотность и гуманизм». Конференция прошла на цифровом образовательном ресурсе «ЯКласс».

В повестке обсуждения ведущих экспертов современного общего образования стояли следующие вопросы.  Какими методиками и средствами добиваться непрерывного прогресса в повышении грамотности школьников? Как сберечь гуманистические ценности в условиях нового времени «цифры» и агрессивной конкурентности? Как преодолеть клиповое мышление и эгоцентризм, сохраняя стремления личности к саморазвитию, познанию мира и созиданию?

Александр Сайбединов в своём методологическом докладе «Проблема усиления противоречий между миром знаний и эмоций как условие зарождения новой дидактики» раскрыл противоречия современной дидактики в рисках развития современной цивилизации и представил новую дидактику концепции "эмоционального образования", где фокус внимания педагога направлен не только на качество знаний, но главное – на формирование личности человека, как носителя этих знаний.

Выступление Александра Геннадьевича традиционно затронуло актуальные противоречия воспитания и образования школьников и получило эмоциональную поддержку участников конференции.

 

Александр Геннадьевич Сайбединов — Народный учитель Российской Федерации, лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования и науки, директор Губернаторского Светленского лицея (Томская область), заведующий научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка ИОП ИРПО ТГПУ

 

Другие выступления Александра Сайбединова:

1. Информационные ресурсы лаборатории эмоционального образования: https://park.tspu.edu.ru/component/sppagebuilder/27-resursy-laboratorii-emotsionalnogo-obrazovaniya.html

2. Выступления Александра Сайбединова на мероприятиях:

- Методологический доклад «Эмоциональное образование — взгляд в будущее!»  https://www.youtube.com/watch?v=hxkep...

- «Стереотипы общественного сознания как основной тормоз на пути решения проблем современного образования»  https://www.youtube.com/watch?v=VCGSV...

Вебинар по метаметодике в Иркутском государственном университете

Профессор Светлана Поздеева, заведующий лабораторией метаметодики Парка ИОП ИРПО, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА, провела вебинар на тему «Что такое метаметодика?» для преподавателей и студентов Института педагогики Иркутского государственного университета. В научно-методическом семинаре приняли участие 55 человек. Семинар был инициирован преподавателями и студентами ИГУ после выступления Поздеевой С.И. на пленарном заседании IV Научно-методической конференции «Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения» (всероссийское мероприятие с международным участием) с докладом на тему «К проблеме выделения метаметодического аспекта профессиональной деятельности учителя».

Некоторые отзывы слушателей-студентов о прошедшем вебинаре:

- «Очень рада, что мы смогли познакомиться метаметодикой. На мой взгляд, это новый взгляд на организацию обучающей деятельности, деятельностное воплощение дидактики и методики».

- «Было интересно познакомиться с моделями организации совместной деятельности педагога и детей, которые предложила Г.Н. Прозументова. Для себя отметила принцип двойственной позиции педагога как организатора-участника совместной деятельности. Действительно, учителю необходимо соблюдать тонкую грань между этими двумя позициями. Раньше тоже об этом задумывалась и думала о том, что, на самом деле, в совместной деятельности учитель и ученики – партнеры.  Организуя совместную деятельность, педагог переключает свое внимание со структуры урока на взаимодействие с детьми».

- «Выяснила, что учебные задания – метасредства и закрепила свои знания, полученные при изучении дисциплины «Конструирование учебных заданий в начальной школе». Убедилась, что в учебном задании требование должно быть ёмким. Еще одним открытием стали метаметоды. Вернее не их содержание, а название групп. Раньше с таким не сталкивалась».

Стратегическая сессия по обновлению преподавания психолого-педагогических дисциплин

19 и 20 ноября сотрудники Парка ИОП Андрей Глухов, Сергей Колпаков, Ольга Камнева, Павел Курушин и Лариса Куровская совместно с преподавателями кафедры ПиПО и представителями образовательных организаций приняли участие в работе стратегической сессии «Разработка механизмов обновления преподавания психолого-педагогических дисциплин», организованной Институтом развития педагогического образования под руководством Наталии Семеновой.

Участники стратегической сессии проанализировали сильные и слабые стороны преподавания психолого-педагогических дисциплин в ТГПУ, имеющиеся ресурсы и дефициты, которые необходимо учесть при разработке механизмов решения выявленных проблем с учётом требований работодателей к качеству подготовки педагогов.

Руководители, педагоги и психологи из томских школ высказали своё мнение о качестве психолого-педагогической подготовки выпускников ТГПУ. Были отмечены высокий уровень теоретической подготовки, стремление к развитию, адаптивность и творческая активность. В то же время представители работодателей отметили низкую мотивацию молодых педагогов на работу в школе и недостаток практических навыков.

В завершении стратегической сессии участниками были предложены механизмы организации более тесного взаимодействия преподавателей ТГПУ со школьными педагогами и психологами, особенно представителями базовых школ ТГПУ и экспериментальных площадок Парка ИОП. Также сформулированы предложения по оптимизации межструктурного взаимодействия и выстраивания рабочих процессов в университете.

Сотрудники Парка ИОП приняли участие в III Международном научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»

23 – 25 сентября 2021 года прошёл III Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке». Организатор – Южный федеральный университет совместно с Российской академией образования на базе ЮФУ и при участии ведущих университетов России, в числе которых был и ТГПУ. Ключевая тематика форума: научно-образовательная политика и исследовательская повестка в сфере образования.

  Победа в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании»

1 июля в день рождения Томского государственного педагогического университета пришло приятное известие — экспертный совет Фонда Михаила Прохорова подвел итоги открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании», в программном блоке «Наука, образование, просвещение» победил проект «Цифровая педагогика для многодетной семьи», подготовленный совместно Научной библиотекой им. А.М. Волкова, Научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кафедрой социальной педагогики ФПСО.

  1. Концепция эмоционального образования будет внедрена в школах Томского района
  2. Молчановская СОШ №1 будет внедрять концепцию эмоционального образования
  3. Практико-ориентированный семинар по профилактике радикализации молодёжи в образовательных организациях
  4. Красноярские и воронежские педагоги посетили экспериментальную площадку Парка ИОП
  5. На международном научно-образовательном форуме обсудили значимость эмоционального образования
  6. Научный сотрудник лаборатории метаметодики Парка ИОП провёл для студентов БХФ модельное занятие "урок-диалог"
  7. СПЕЦИАЛИСТЫ ТГПУ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФОРУМЕ: ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЦЕНТРАХ «ТОЧКА РОСТА»
  8. Лаборатория киберсоциализации и цифровой дидактики готовит студентов к новому формату педагогической практики
  9. Приглашаем к участию: Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения»
  10. В ПАРКЕ ИОП ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

Поиск