Новости

Влияние инновационных образовательных практик на развитие педагогического образования обсудили в Парке ИОП

II МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
14-22 апреля 2022 года в Томском государственном педагогическом университете состоялся II Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения».
Цель проведения форума – создание гибридной коммуникационной площадки для обсуждения актуальных проблем науки, образования и воспитания и поиска способов их решения.
 
19 апреля 2022 года в Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ в рамках Международной научно-практической конференции «Ценностные основания современного образования: новые концепты, результаты и практики» состоялось заседание секции «Влияние инновационных образовательных практик на развитие педагогического образования».
Модератор: Куровская Лариса Валерьевна, канд. биол. наук, руководитель Парка инновационных образовательных практик ТГПУ
 
Краткое содержание представленных на секции докладов
 
Глухов Андрей Петрович, канд. филос. наук, доцент, заведующий Лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО ТГПУ
Королёва Диана Олеговна, канд. пед. наук, доцент, заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ
Доклад посвящён исследованию трансформации институционального дизайна Российской образовательно-инновационной системы в условиях пост пандемии, с применением экосистемного подхода. Задача данного исследовательского проекта – описать трансформационные процессы в образовательной системе. На данный момент образовательная система представлена как в виде социокультурных сетей, так и в виде различных интегрированных платформ, приложений, научных кластеров, облачных структур, систем стейкхолдеров. Для того чтобы описать это мощное разнообразие различных институций, авторы предлагают использовать экосистемный подход. Это позволит отследить многообразие традиционных и нетрадиционных акторов в новом ланшафте образовательного пространства, выявить артефакты, возникающие в результате коллаборации акторов, картировать процессы взаимодействия между ними, с внешней средой и потребителями образовательных услуг, а также определить вклад платформенной трансформации в зарождение новых рыночных ниш и новых принципов взаимодействия.
Ключевая цель исследования состоит в прогнозировании сценария развития образовательной инновационной системы Российской Федерации, а также пролонгирование образовательной политики с целью поддержки инновационных инициатив, и равномерного распределения их диффузий в рамках Российских Регионов.
Исследование поддержано Российским научным фондом и будет завершено в 2023 году.
 
Долгова Людмила Михайловна, НОМЦ «Педагогические технологии развития человеческого потенциала» ТГПУ
Тема доклада: Пробы обновления педпрактики для профессионального самоопределения студентов.
В докладе были рассмотрены проблемы дефицита педагогических кадров и решения этой проблемы в виде профессионального самоопределения студентов вузов, в том числе, с помощью обновления педагогической практики. В рамках реализации данного проекта был создан педагогический портфель, студентов познакомили с картой образовательных ресурсов Томска. Проект позволил студентам понять многообразие педагогических практик, увидеть эффективное взаимодействие детей в разновозрастных группах, обрести опыт безотметочного обучения.
 
Светлана Ивановна Поздеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая научно-исследовательской лабораторией метаметодики Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ
Тема доклада: Метаметодика как эффективная практика преподавания в школе и вузе.
Главный тезис: в педагогических вузах необходимо вводить дисциплину, которая называется «Метаметодика». Она станет промежуточным звеном, между дисциплиной «Дидактика» и частными методиками преподавания.
В рамках проекта был проведён анализ литературы по частным методикам и сделан вывод о том, что 20% содержания повторяет курс «Дидактика», что является избыточным и неэффективным. Кроме этого, на данный момент реализуется концепция подготовки педагогических кадров, которая гласит, что нужно обеспечить единые подходы в осуществлении предметно-методической и психолого-педагогической подготовки, что плотно связано с «Метаметодикой».
Студентам необходимо преподавать метаметодику, изучение которой позволит провести любому студенту любой урок, будь то урок физики или физкультуры. Этот вывод был сделан на основе опроса учеников начальной школы, которые в большей степени, обозначили восприятие учителя не как воспитателя или наставника, а как преподавателя. Это подчёркивает необходимость изучения метаметодики у студентов педагогических вузов, что станет переходным мостиком от технологии, алгоритма к определённой, предметной методике.
 
Колпаков Сергей Николаевич, канд. пед. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории метаметодики Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ
Тема доклада: Инновационные образовательные практики как заказ и условие становления компетенции «педагог-исследователь»
Основной вопрос: возможно ли формировать педагогов не предметников, которые привержены определённой практике, а педагогов-исследователей?
Это необходимо для того, чтобы ученики, выходя из стен школы имели за своими плечами полноценный опыт и компетенцию исследователя. Идеальная форма и эмпирические признаки изменения содержания профессионального образования должны включать в себя: синхронию (появление инновационных образовательных практик и инновационных образовательных маршрутов), сопровождение исследователя и исследовательское сопровождение (в рамках отбора в магистратуру), связь между школой и вузом. Это станет катализатором появления авторских практик и будет подогревать интерес к педагогической профессии.
 
Семенова Наталия Альбертовна, канд. пед. наук, директор Института развития педагогического образования ТГПУ, заведующая Лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП
Тема доклада: Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как пространство инновационной работы педагогов.
В последнее время исследовательская проектная деятельность в школах очень разнообразна и плотно входит в образовательный процесс. Главный вопрос проекта: существует ли еще какая-то инновационная составляющая, пространство, для новых элементов, введений, в поле проектных исследований обучающихся. В процессе общения с педагогами было выявлено, что большая часть учеников вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность. Проект включает в себя технологию «исследовательских проб» для начальной школы, профориентацию школьников через вовлечение в проектную исследовательскую проектную деятельность, повышение проектной и исследовательской культуры обучающихся и педагогов и на данный момент реализуется посредством экспериментальных площадок Парка ИОП.
 
Камнева Ольга Сергеевна, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО, ст. преп. ФМФ ТГПУ
Представила доклад на тему: Цифровая грамотность педагога как основа инновационных образовательных практик.
Новые тренды в образовании, показавшие рост в 2021 году, в частности, тренды на смешанный формат обучения, на непрерывное образование, а также развитие цифрового образования в целом, делают необходимым повышение цифровой грамотности преподавателей. На данный момент педагоги играют одну из главных ролей по разработке цифровых образовательных средств. Низкий уровень цифровых компетенций учителей и преподавателей препятствуют росту темпов цифровизации. Цифровая грамотность педагога влияет на цифровую грамотность обучающихся, а это необходимая база для активной результативной жизнедеятельности в цифровом обществе.
 
Гордеева Екатерина Алексеевна, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Парка ИОП ИРПО ТГПУ, ст. преп. кафедры дефектологии ФПСО
Тема доклада: Использование открытых образовательных ресурсов при подготовке будущих учителей-логопедов на уровне бакалавриата в вузе.
Цифровизация профессиональной подготовки учителей-логопедов вызвана необходимостью адаптации к новым реалиям и постепенно становится приоритетом в развитии дефектологической подготовки. Применение открытых образовательных ресурсов даёт возможность обучающимся более детально вникнуть в процессы и явления, которые не могли быть изучены ранее, без использования интерактивных модулей.
Использование всевозможных платформ позволит обучающимся использовать литературу на сайтах, познакомиться с персоналиями на сайтах, с помощью редакторов снимать и редактировать видео для детей, проводить видео-диагностику речи, увидеть воочию теоретический материал, с помощью мультимедийных средств.
 
Кузнецова Людмила Владимировна, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ИРПО ТГПУ, зам. директора по инновационной работе ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей»

Герасименко Татьяна Борисовна, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ИРПО ТГПУ, руководитель Центра повышения квалификации ОГАОУ «Губернаторский Светленскиий лицей»
Тема доклада: Организация системной работы по распространению инновационного педагогического опыта Губернаторского Светленского лицея и взаимодействию с учреждениями образования всех уровней. 
Лаборатория эмоционального образования работает над созданием педагогической франшизы, а также условий для распространения инновационного опыта в систему массового образования. Для того чтобы распространить инновационный педагогический опыт, с дальнейшим взаимодействием с учреждениями образования, необходимо осуществлять просветительскую деятельность. В лицее был создан центр повышения квалификации и разработан учебно-методический комплекс. Заключены договоры и соглашения о сотрудничестве, которые предполагают обучение и подготовку кадров, их методическое обеспечение и сопровождение, а также консультирование и поддержку.
Деятельность в рамках лаборатории Эмоционального образования Парка ИОП позволяет включить в работу Светленского лицея научно-исследовательскую деятельность, и, что немаловажно, работу со студентами педагогического ВУЗа. Взаимодействие с педагогическим образованием даёт возможность на выходе получить специалистов, которые знакомы с практикой эмоционального образования, которые готовы эффективно ее внедрять. На данный момент концепция эмоционального образования имеет большую партнерскую сеть.
 
Новопольцева Вероника Григорьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ Детский сад № 244 г. Ульяновск
Тема доклада: Реализация модели оценки качества дошкольного уровня образования с учётом социальной ситуации региона в условиях реализации ФГОС ДО.
Модель включает в себя 3 этапа. I этап – анализ научно-методической литературы по проблеме оценки качества образования в трудах зарубежных и отечественных учёных. II этап – проектирование модели системы оценки качества дошкольного образования с учётом специфики региона (Ульяновская область). III этап – разработка диагностического инструментария. Результатом стали научно-методические материалы и тестирования. Исследование выявило, что у педагогов есть потребность непрерывно повышать свой профессиональный навык. Так же, педагоги испытывают трудности с вопросами критериев и показателей и эффективности реализации программы развития дошкольной образовательной организации.
 
Куровская Лариса Валерьевна, канд. биол. наук, доцент кафедры лесного хозяйства и ландшафтного строительства ТГУ, руководитель Парка инновационных образовательных практик ТГПУ, директор Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ
Тема доклада: Особенности ландшафтного проектирования пришкольного участка.
Проблема: зачастую ресурс и потенциал территории образовательных организаций используется неэффективно. Пришкольный участок – это пространство, которое также как и здание школы может быть задействовано в образовательном и воспитательном процессах.
С помощью специально организованного пространства возможно направленно влиять на поведение и психологический комфорт обучающихся. Для этого необходимо формировать среду, которая будет способствовать их социализации: это зоны активного и пассивного отдыха, фотозоны. Формирование среды посредством озеленения будет выполнять также воспитательную функцию и формировать систему ценностей у детей. Обучающая среда – это обустроенные пространства, включающее в себя открытые лектории, информационные стенды и обучающие экспонаты. В тёплое время года можно будет с детьми на открытом воздухе проводить занятия по биологии, окружающему миру и изобразительному искусству. Привлекая обучающихся к проектированию и благоустройству участка, можно способствовать профессиональному самоопределению обучающихся. Для профессионального ландшафтного проектирования пришкольных участков необходима коллаборация педагогов и обучающихся с ландшафтными архитекторами. А также, немаловажно обучать будущих педагогов особенностям ландшафтного проектирования пришкольных участков, для того чтобы они могли применять эти знания в своей педагогической практике.

На секции были развёрнуты дискуссии, связанные с инновациями в системе образования. Обсуждения были наполнены предположениями, возможными решениями задач, а также рефлексией участников конференции.
 
Материал подготовила Анастасия Бондарь

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск