Новости

Ученые Парка ИОП провели круглый стол по вопросам формирования образовательного потенциала у детей с РАС

Кр столМ1
 

17 ноября 2022 года в ТГПУ специалисты по инклюзивному образованию из Томской области и Республики Татарстан обменялись опытом на круглом столе «Эффективные приемы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учетом регионального компонента», проведенном в рамках Первого томского форума «Преобразование образования».

Экспертом и модератором в диалоге выступила заведующая лаборатории инклюзивного образования – Наталия Мёдова.

Первый доклад представила руководитель научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования Казанского федерального университета Ирина Нигматуллина. Она рассказала, что на комплексную работу нацелены как государственные высшие и общеобразовательные учреждения, так и самостоятельно открытые родителями некоммерческие организации, в которых ведется изучение поведенческих особенностей и разработка инструментария по взаимодействию с детьми с РАС. Также в республике должное внимание уделяют профессиональному развитию специалистов и оказывают поддержку родительской вовлеченности в развитие особенных детей.

Наталия Мёдова, учитель-дефектолог высшей категории, заведующий лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП ТГПУ, рассмотрела тему «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС» на примере работы ТГПУ.

«Проблематика развития работы с детьми с расстройствами существует на всем пространстве Российской Федерации, – начала спикер, – на всех симпозиумах обозначается одна и та же серьезная проблема, которая заключается в дефиците дефектологов в системе сопровождения. К сожалению, на сегодняшний день нехватка кадров является стабильной и влияет на развитие качественной профессиональной работы с детьми с расстройством».

Дефектолог представила статистику количества детей с ограниченными возможностями здоровья в Томской области на 2020 год: 1893 детей с ОВЗ без инвалидности и 343 ребенка с инвалидностью. В то же время кадровая обеспеченность области составляет 357 учителей-логопедов и 124 учителя-дефектолога.

Ежегодно на протяжении шести лет кафедра дефектологии ТГПУ выпускает в среднем 100-140 логопедов и олигофренопедагогов, окончивших бакалавриат. С 2022 года на уровне магистратуры кафедра готовит логопедов, работающих как с детьми, так и со взрослыми, а также специалистов по психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ.

«Расширение профилей на кафедре происходит по причине того, что мы тесно связаны с родительскими организациями, из которых на регулярной основе поступают запросы на профилированных специалистов, способных помочь детям социализироваться в обществе посредством нормализации поведения и речевого сопровождения», – продолжила Наталия. Мёдова.

Во время обучения студентов ТГПУ преподаватели делятся технологиями, которые могут понадобиться будущим педагогам при сопровождении детей с расстройствами различной направленности: изучение жестового языка, который может служить детям с РАС инструментом альтернативной коммуникации, личный опыт, на основе которого студенты могут выделить для себя основные модели поведения детей с РАС, изучение тифлопедагогики для работы с незрячими или слабовидящими детьми. Такой подход позволяет выпустить многофункциональных специалистов, готовых к работе с детьми с различными нарушениями развития.

Про пользу и результативность «Инклюзивного театра как ресурса социализации детей с расстройствами аутистического спектра» на собственном опыте рассказала представить Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-плюс» Марина Майер. Учитель-дефектолог Ольга Аверина и учитель-логопед Татьяна Курьянова (МАДОУ №30, экспериментальная площадка Парка ИОП ТГПУ) продемонстрировали в видеоформате «Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ».

Практикой использования инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС поделились учитель-дефектолог Елена Вализер и учитель-логопед Оксана Гришанова (МАДОУ №54, экспериментальная площадка Парка ИОП ТГПУ). Спикеры озвучили опыт и результаты использования сенсорных тренажеров на коррекционных занятиях со своими воспитанниками. Они позволяют детям воспринимать чувства и ощущения, появляющиеся от воздействия внешних факторов, структурировано и комфортно. Тренажер «Умное зеркало ArticMe» представляет собой полноценный компьютеризированный комплекс, включающий в себя устройство слежения за положением взгляда относительно экрана монитора, тепловую карту для отслеживания динамики концентрации ребенка, упражнения на развитие подражания, конструктор коррекционных заданий. Еще одним тренажером является интерактивная песочница ISandBox, позволяющая детям воспринимать предметы, выделять их свойства и сравнивать между собой.

Завершили круглый стол учитель-логопед Аделя Нуриева и музыкальный руководитель детского сада КФУ «Мы вместе» Альфия Сефершаева, которые рассказали о создании условий для социализации детей, психолого-педагогической поддержки и организации комплексного процесса обучения. Опытные педагоги оказывают комплексную помощь семьям с детьми с РАС, проводят всестороннюю диагностику семьи, консультируют родителей, проводят коррекционно-развивающую работу с ребенком в детском саду по 5 часов в день и оказывают медицинскую диагностику в рамках научно-исследовательского направления.

 Кр столМ2 

Кр столМ4 

Кр столМ3

Поиск