Новости

В ТГПУ обсудили концепты и кейсы обновления практик педагогического образования в профильных вузах

 
Кр. стол2 1
 

В рамках форума «Преобразование образования» ТГУ в ИРПО ТГПУ прошел круглый стол «Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы».

Со вступительным словом, а также с первым докладом «Векторы развития педагогического образования в профильных вузах и подходы к их реализации в ТГПУ» выступила директор ИРПО, заведующая лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП Наталия Семенова.

В качестве основных спикер выделила новую образовательную экосистему, поддержку педагогической науки и молодых педагогов, а также цифровую трансформацию. Также были отмечены увеличение потребности в педагогических работниках как в городской, так и в сельской местности, создание единого образовательного пространства, для сохранения которого реализуются различные проекты и новые модели. В ТГПУ одними из ключевых являются поддержка педагогической науки и молодых педагогов и создание нового качества педагогического образования.

«В контексте современных тенденций важна мысль о том, что образование может реализовать потенциал развития российского общества только при условии собственной трансформации, когда педагогические вузы выступают драйверами развития, которые ориентируются на потребности социально-экономического развития страны и региона», – сказала Наталия Семенова.

Продолжил череду выступлений директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования Михаил Червонный, рассказав о факторах преобразования педагогического образования. Профессор сделал акцент на факторах изменения педагогического образования, к которым относятся конвергенция современных наук и технологий, цифровизация содержания наук и технологий и процесса обучения, изменения традиционных и появление новых образовательных пространств подготовки будущих учителей.

Советник при ректорате, заведующая НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП и кафедрой педагогики и методики начального образования Светлана Поздеева раскрыла тему «Тематический и деятельностный подходы в преподавании методических дисциплин». Автор выделила два способа преподавания методических дисциплин: тематический, прослеживающийся в подготовке к изучению школьных тем по учебному предмету в каждом классе, и деятельностный, который заключается в подготовке к организации совместной деятельности педагога с детьми на учебном занятии.

При реализации тематического подхода важными становятся вертикальные связи, то есть приращение учебного содержания в рамках каждого раздела от класса к классу, и горизонтальные – связи между темами в одном классе. Его преимуществами являются быстрая ориентация студента в изучаемом материале, понимание связей между содержательными линиями курса и отсутствие тематических «дыр». К недостаткам же относят избыточность полученных знаний в сфере психолого-педагогических дисциплин, трудности при построении и проведении урока или внеурочного занятия из-за отсутствия навыка владения соответствующими методическими сценариями, а также восприятие урока как пространства обучения предмету, а не организации деятельности по освоению предмета.

В ходе деятельностного подхода обучающиеся учатся организовывать совместную деятельность по усвоению детьми предметных знаний и умений с использованием методических сценариев построения занятий. К преимуществам здесь относятся востребованность психолого-педагогических знаний, возможность проведения урока в конкретной образовательной технологии, обогащение обучающихся методическим инструментарием.

«Деятельностный подход не отвергает тематический: последний становится средством конструирования учебного занятия в контексте предметного содержания», – подытожила С.И. Поздеева.

Руководитель Парка инновационных образовательных практик Лариса Куровская представила коллегам доклад «Развитие педагогического образования ТГПУ: опыт привлечения педагогов-исследователей». Образовательную составляющую научно-экспериментальной деятельности, реализующейся в Парке инновационных образовательных практик, обеспечивает кафедра педагогики и управления образованием, а Научная лаборатория качества научно-педагогических исследования проводит организационную, научную и образовательную работу с аспирантами.

«Такая структура позволяет включать в содержание постоянно обновляющиеся педагогические знания, приобщать студентов к пробам в эффективных образовательных практиках. Факультеты и институты ТГПУ активно проводят научные мероприятия с участием студентов в коллаборации с другими образовательными предприятиями», – сказала спикер.

На примерах сотрудников Парка ИОП Аллы Егоровой, Наталии Мёдовой, Александра Сайбединова, Сергея Колпакова и других спикер представила опыт вуза по привлечению педагогов-исследователей к развитию педагогической науки и образования. Проводя семинары, лекции, оказывая помощь в написании ВКР (в качестве научных руководителей и консультантов), участвуя в конференциях, реализуя собственные проекты и многое другое, сотрудники выступают не только педагогами, но и исследователями.

После зав. кафедрой педагогики и управления образованием ТГПУ Надежда Ефремова-Шершукова рассказала о «Кафедре педагогики в условиях новых вызовов: решения и новые форматы».

По словам выступающей, современная кафедра должна изменить качество педагогического образования, которое зависит от личностей (обучающихся и обучающих) и от содержания. Это можно сделать при помощи участия в конференциях, стажировках, практиках и т.д.

Эксперт Научно-образовательного междисциплинарного центра педагогических технологий развития человеческого капитала Людмила Долгова говорила об «Обновлении педагогической практики для профессионального самоопределения студентов».

Завершающим стало исследование ректора ТОИПКРО, советника при ректорате ТГПУ Оксаны Замятиной «Подходы к оценке качества общего и профессионального образования». Для проведения исследования использовались данные разных детей, участвовавших в мониторинге, которые были накоплены в Томской области с 2015 года.

«Используя эти данные, мы приступили к разработке технологии, которая позволила бы выявлять профессиональный дефицит педагогов без прямого их участия. Мы проанализировали, какие инструменты машинного обучения дают наиболее эффективные результаты, какие лучшим образом подходят для такого исследования, для создания адресных программ повышения квалификации», – сказала спикер.

 

Кр. стол2 2

Кр. стол2 3

Поиск