Новости

Завершилась масштабная конференция по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

 
Конф 16 17 дек 1
 

В Томском педуниверситете для педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного, профессионального образования, магистрантов и аспирантов прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды». Ее организаторами выступили сотрудники Парка инновационных образовательных практик ИРПО, Института детства и артпедагогики и Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ.

Начало конференции положило пленарное заседание, открыла которое проректор по научной работе ТГПУ Елена Полева:

«Тема проектной деятельности обучающихся является актуальной и важной, и я рада, что в ТГПУ проходит конференция, на которой эксперты представляют свой опыт. Проектное мышление не только играет значительную роль в образовании, но и помогает понять нам, чего мы хотим добиться от повседневной жизни, какие для этого нужны ресурсы. И прежде, чем учить детей проектной деятельности, мы сами должны уметь применять ее в разных аспектах жизни».

По мнению заведующей НИ лаборатории проектной и исследовательской деятельности в образовании, директора ИРПО ТГПУ Наталии Семеновой, проектная и исследовательская деятельность переживает новый этап в своей реализации. Это связано с созданием в образовательных учреждениях новых образовательных сред, в том числе и цифровых. Такие проекты, как «Точка роста», «Цифровая школа» позволяют установить как в садах, так и в школах новейшее оборудование, открывающее возможность подрастающему поколению самостоятельно получать и изучать информацию. Однако для организации эффективной совместной проектной деятельности с учеником педагогу необходимо уметь выстраивать правильную коммуникацию и применять инновационные подходы.

Для этого в Парке инновационных образовательных практик ТГПУ функционирует Лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании, где идет исследовательская работа на двух областных экспериментальных площадках в городах Северск и Томск. Кроме того, на базе университета педагогами Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ведется деятельность по развитию проектной и исследовательской деятельности среди студентов и школьников. Кроме того, 14 декабря прошло торжественное открытие Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ, который станет площадкой для совместной работы педагогов, студентов и школьников.

В ходе пленара первый доклад «Вовлеченность детей в совместную исследовательскую деятельность как проблема образовательной практики» представила профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, зав. НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ Светлана Поздеева. Спикер изложила преимущества исследовательской деятельности учащихся, в которые входят ресурсность в плане достижения всех видов образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных; развитие навыков критического мышления; расширение знаний в предметной сфере; накопление и обогащение образовательным опытом.

О развитии универсальных умений будущих и работающих педагогов в процессе проектной и исследовательской деятельности говорила с коллегами доцент, зав. кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета Юлия Дроботенко.

«Современную образовательную реальность сегодня все чаще характеризуют как сложную и постоянно дифференцирующуюся под влиянием таких процессов, как цифровизация и коммерциализация образования, – начала выступление Юлия Борисовна. – Эти очень интенсивные процессы приводят к тому, что современный учитель должен уметь работать в ситуации с избытком информации. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учителя становится все более востребованной».

По мнению выступающей, для развития универсальных умений будущие и действующие педагоги должны практиковаться в выстраивании аналогий и гипотез, учиться обосновывать собственную позицию, владеть умениями организации обратной связи, использовать различные нарративные техники, изучать цифровой след обучающегося и проводить самоисследования. Все эти техники и приемы помогут педагогу подойти к процессу проектной и исследовательской деятельности с более экспертной точки зрения.

Последним докладом пленарного заседания стало сообщение «Цифровая образовательная среда: новые возможности для организации проектной и исследовательской деятельности» директора Института развития педагогического образования ТГПУ, заведующей НИ лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП Наталии Семеновой. Сначала спикер дала термин «Новая нормальность», обозначающий события, которые пришли в ситуации неоднозначности. В педагогической деятельности двумя частями новой нормальности стали исследовательская и проектная деятельность в образовании и цифровая образовательная среда.

Главными составляющими современной исследовательской и проектной деятельности в образовании являются сами исследования и проект на всех образовательных уровнях; педагог, выступающий проектировщиком, исследователем и организатором; базовые компетенции ФГОС и проект «Школа Минпросвещения России: проектная и исследовательская деятельность». В цифровую образовательную среду входят вынужденное освоение цифрового образования в период пандемии, работа с ресурсами и образовательными платформами, развитие дистанционных форматов коммуникации и киберсоциализация.

Чтобы разобраться в вопросе «Цифровая среда – хорошая возможность проводить проектную и исследовательскую работу или тормоз для продуктивной деятельности?» участники конференции распределились для взаимодействия в рамках секций. Темами заседаний стали «Инновационные подходы и практики организации проектной и исследовательской деятельности школьников», «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся: ресурсы деятельностного и компетентностного подходов», «Эффективные практики вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность», «Потенциал проектной и исследовательской деятельности для развития дошкольников», «Опыт организации в проектной и исследовательской деятельности дошкольников», «Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности студентов».

Записи работы секций:

Пленарное заседание и работа секции 1 Инновационные походы и практики организации проектной и исследовательской деятельности школьников (1 секция начинается с 54:14 минуты)  https://bbb6.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/6722920273c181eacba2814221f1ff79378b8b50-1671169672214

Секция 2. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся: ресурсы деятельностного и компетентностного подходов

https://bbb4.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/066d3725569f8eb1abe77126cc27fa4d325097ca-1671176486271

Секция 3. Эффективные практики вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность

https://bbb2.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/28cfb9017ae31a550d46fe6575629c8a46b92d30-1671173449776

Секция 4. Потенциал проектной и исследовательской деятельности для развития дошкольников

https://bbb8.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/eb6b50cc5d807721b5968aedcd685cf6135ec97e-1671179676147

https://bbb5.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/eb6b50cc5d807721b5968aedcd685cf6135ec97e-1671176075522

Секция 6. Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности студентов

https://bbb8.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/772cdfa2939501e3a8bf14556279c5aa7e0f9300-1671256066244 

Конф 16 17 дек 2 Конф 16 17 дек 3 Конф 16 17 дек 4 Конф 16 17 дек 5

Поиск