Сотрудники научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП выступили с докладом на V Международной научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании».
Мероприятие прошло 14 ноября. Его организаторами выступили Московский государственный психолого-педагогический университет и Общероссийская общественная организация Федерация психологов образования России.
КФЦОС ТГПУ представляла Синогина Елена Станиславовна. Она выступила с докладом по теме «Акселерация цифровой инновационной активности педагогов через форматы участия в конкурсах педагогических инноваций» на секции «Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели». За успешное выступление докладчики получили сертификаты.
Разработка темы ведется в рамках государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2024-0008 «Изучение процессов генерации и реализации цифровых инициатив образовательной направленности студентов педагогических вузов».
Помимо организаторов и представителей Парка ИОП, в секции приняли участие преподаватели и научные сотрудники Казанского федерального университета, Калужского филиала Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева, Федерального института цифровой трансформации образования, Финансового университета (г. Москва), Воронежского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В докладе были определены основные стратегические ориентиры цифровизации образования:
1) Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
2) Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
3) Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Данные документы подтверждают важность внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, включая образование.
Актуальность темы обучловлена необходимостью формирования профессионального сообщества педагогов-новаторов с целью является ускорение освоения педагогическим сообществом новых цифровых инструментов.
В докладе была сформирована научная платформа ускорения инновационных изменений в педагогической деятельности:
1) Теория диффузии инноваций Э. Роджерса (1962);
2) Концепция коллективного обучения Льва Выготского;
3) Модель технологического, педагогического и контентного знания (TPACK) Мишра и Кёлера (2006).
Были преведены примеры профессиональных конкурсов, способствующих инновационной деятельности настоящих и будущих педагогов:
1) Конкурс «Учитель года России», ориентированный на выявление лучших педагогов России, педагогов, поддерживающих внедрение в образовательный процесс инноваций;
2) Программа «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленная на побуждение педагогов к созданию и применению цифровых образовательных материалов;
3) «Конкурс инноваций в образовании» (КИВО), организованный Институтом образования ВШЭ. Данный конкурс является платформой для разработки и распространения новаторских педагогических решений в России.
В докладе были представлены результаты контент-анализа конкурсных материалов КИВО, на их основе выделены основные направления развития цифровых образовательных инициатив. Докладчики продемонстрировали опыт инициативной деятельности студентов Томского государственного педагогического университета, а также наиболее успешные цифровые образовательные инициативы, разработанные студентами в рамках участия в акселерационной программе «ПроекУМ».
Была рассмотрена роль инструментов искусственного интеллекта в образовательной деятельности.
Руководители и участники секции проявили к докладу большой интерес, обусловленный актуальностью и глубоким анализом современных вызовов цифровизации образования. Важную роль в представлении доклада сыграли студенческие образовательные проекты, основанные на инновационных подходах и цифровых технологиях. Тема доклада была охарактеризована как своевременная и способствующая открытию новых перспектив для развития профессионального сообщества.
С видеоматериалами конференции можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/video-38093474_456239695