В рамках круглого стола были также представлены предварительные результаты исследовательского проекта, выполняемого в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, номер проекта: QZOY-2024-0008, тема" Изучение процессов генерации и реализации цифровых инициатив образовательной направленности студентов педагогических вузов ", который изучает влияние цифровых проектов на профессиональное развитие студентов.
Первые три доклада были посвящены результатам исследования, выполняемого в рамках проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» ( НИУ ВШЭ, ТГПУ).
Диана Королева и Елизавета Бабасян из партнерской Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ представили инсайты лидеров EdTech-компаний для директоров школ и университетов, подчеркивая важность внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и эффективного управления изменениями в образовательных учреждениях. Они акцентировали внимание на стратегическом значении ИИ для трансформации учебного процесса и создания гибких образовательных моделей.
Антон Заграничный и Анастасия Андреева (Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) провели обзор отношения к ИИ со стороны педагогического сообщества, представив результаты собственного исследования. Они показали, как восприятие ИИ среди педагогов и студентов влияет на темпы его внедрения и подчеркнули важность формирования положительного отношения к ИИ как к инструменту обучения и анализа.
Елена Синогина и Андрей Глухов из Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды ИРПО ТГПУ представили доклад о потенциале ИИ в создании и реализации образовательных цифровых проектов, подчеркнув, как применение ИИ в вузах может дать студентам практический опыт в решении реальных задач и повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
Тимур Газизов, д-р тех. наук, заместитель проектора по цифровизации НИ ТПУ, рассказал о возможностях использования электронного журнала "Образование как проект" для развития личностных навыков студентов, отметив роль публикационной активности и академического взаимодействия в формировании критического мышления и исследовательских способностей обучающихся.
Михаил Червонный, д-р. пед. наук, директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ, в своей презентации акцентировал внимание на специфике разработки и внедрения цифровых образовательных проектов, подчеркнув важность адаптации этих инициатив к образовательным потребностям студентов и профессиональному контексту педагогических вузов.
Ольга Игна, д-р пед. наук, доцент кафедры романо-германской филологии и обучения иностранным языкам ИИЯМС ТГПУ подчеркнула важность визуализации в преподавании педагогических дисциплин, отметив, что визуальные инструменты способствуют развитию инициативности у будущих учителей, стимулируя их к исследовательской активности и углубленному восприятию учебного материала.
Студентка БХФ ТГПУ Софья Абросимова осветила методы применения цифровых кейсовых ситуаций для формирования естественнонаучной грамотности школьников, подчеркивая, что использование цифровых технологий помогает вовлечь обучающихся в процесс изучения предметов естественно-научного цикла.
В ходе круглого стола эксперты обсудили, каким образом цифровые проекты способствуют профессиональному росту студентов и развитию их компетенций, выделили значимость участия студентов в цифровых инициативах, что способствует формированию навыков, востребованных на рынке труда. Обсуждалось, как образовательные учреждения могут внедрять цифровые проекты, направленные на усиление карьерных возможностей студентов. Подчеркивалось, что подготовка студентов к работе с ИИ-технологиями и генеративными сетями позволит выпускникам получить конкурентное преимущество на современном рынке труда. Участники обсудили как развитие цифровых навыков студентов позитивно сказывается на их конкурентоспособности и возможности адаптации к современным профессиональным требованиям.
Работа трека позволила участникам не только обменяться опытом и практическими рекомендациями, но и выделить конкретные барьеры, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели при разработке и реализации цифровых проектов.
Подобные обсуждения стали важным вкладом в разработку стратегий цифровизации образования, направленных на успешное внедрение и использование цифровых технологий в педагогических вузах.