Новости

Проведение научно-образовательной инновационной площадки «Путь инноватора в образовании: дефициты, поддержка и возможности роста»

Мероприятие было организовано при поддержке Института развития педагогического образования ТГПУ и финансовой поддержке гранта РНФ «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта» (№22-18-00687, 2022-2024).

Одной из ключевых частей проходившего в конце апреля - начале мая 2024 года в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) IV Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» стала научно-образовательная инновационная площадка «Путь инноватора в образовании: дефициты, поддержка и возможности роста» (26 апреля 2024 года).

Мероприятие было организовано научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (КФЦОС) Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ совместно с Лабораторией инноваций в образовании (ЛИвО) Института образования НИУ ВШЭ.

В мероприятии приняли участие научные руководители и эксперты в сфере образования и педагогики, представители органов управления образованием, НКО, инноваторы и инвесторы в области образования, представители EdTech-сектора, студенты вузов, молодые учёные и молодые педагоги-практики.

Задачами мероприятия был анализ текущего состояния образовательной экосистемы томского региона и выявление дефицитов в поддержке образовательных инноваций, обсуждение возможных стратегий для устранения существующих преград и повышения эффективности инновационной деятельности, вопросы налаживания сотрудничества и горизонтальных партнерств для укрепления инновационного потенциала и успешной реализации образовательных инициатив.

В рамках тематического блока Трек 1. Круглый стол «Поддержка и партнерство в инновационных практиках» партнеры-организаторы в лице представителей НИ Лаборатории КФЦОС ТГПУ и Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ Глухова А.П. и Томасовой Д.А. выступили с совместным инициирующим дискуссию докладом «Развитие инновационного образования в регионах: вызовы, сотрудничество и поиск взаимной поддержки», основанным на материалах грантового проекта, посвященного описанию инновационно-образовательного ландшафта российских регионов. Особое внимание в докладе было уделено анализу инновационно-образовательной системы г. Томска с акцентом на проблеме налаживания и поддержания горизонтальных связей и партнерств между образовательными организациями как способу преодоления образовательных дефицитов. Доклад еще одной участницы научной коллаборации Куровской Л.В. был посвящен определению смыслового поля понятия инноваций в образовании и возможным вариантам упаковки и продвижения инновационных образовательных продуктов.

Участники круглого стола представили результаты исследования инфраструктуры развития и поддержки инноваций. Доклады охватывали следующие вопросы, касающие ся работы системы федеральных, региональных и муниципальных инновационных площадок, институтов развития в региональной образовательной системе, идентификации барьеров и дефицитов инновационной деятельности в образовании, федеральных проектов и акселерационных программ как основ поддержания инноваций.

Эксперты выступили дискуссантами, анализируя сопоставимость представленных данных с их практикой работы и предлагая новые подходы к поддержке образовательных инноваций.

В рамках Трека 2. «Проектировочный марафон с рефлексией инновационных кейсов», организованного Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, участники Конкурса инноваций в образовании (КИвО) от партнеров из Лаборатории инноваций в образовании представили свои кейсы сопровождения инновационных проектов, с обсуждением дефицитов и ключевых вызовов, с которыми они столкнулись. Были рассмотрены вопросы, связанные с ключевыми дефицитами в развитии проекта, запросами, с которыми они обращались к площадкам поддержки, форматами и эффектами партнерских отношений в проекте.

На проектировочном марафоне участники из различных томских ОУ (школа «Перспектива», школа «Эврика-развитие», компания «Рубиус», благотворительный образовательный фонд «Меркурий», акселератор и стартап-студия ТПУ, Институт образования НИ ТГУ) ознакомились с возможностями и условиями участия в Конкурсе инноваций в образовании (КИвО) (организатор - Институт образования НИУ ВШЭ), провели рефлексию инновационных кейсов и в гибридном режиме вместе с московскими коллегами из Института образования НИУ ВШЭ и инноваторами занимались проектированием совместных траекторий развития инновационных проектов в направлении объединения ресурсов, компетенций и возможностей.

Собравшиеся эксперты и исследователи в Москве и Томске в рамках деловой игры двумя командами попытались выстроить дорожную карту эффективных партнерств и совместно разрабатывали направления преодоления дефицитов системы и институциональных пустот, обсуждая, как адресно поддерживать проекты, выстраивать этапность прохождения площадок, искать партнеров и создавать точки притяжения для партнеров.

Участники проектировочного марафона обменялись контактами и завязали связи для будущих коллабораций, что явилось важнейшим результатом.

Организаторы и участники выразили надежду, что проведенное мероприятие положило основу для ряда дальнейших инициатив и проектов, направленных на модернизацию образовательной экосистемы и поддержку инноваций в педагогике. Особое внимание было уделено вопросам налаживания и укрепления партнерских связей между образовательными учреждениями, НКО, бизнесом и государственными структурами. Участники Инновационной площадки Форума согласились, что только через тесное взаимодействие и сотрудничество можно достичь значимых результатов в области образовательных инноваций.

Трек 3: Воркшоп «Интеграция искусственного интеллекта в образование» был посвящен исследованию кейсов и разработке образовательных сценариев использования искусственного интеллекта в учебном и воспитательном контексте, а также обсуждению педагогических стратегий и возможности проектирования учебных материалов с использованием ИИ.

В ходе проведения воркшопа «Интеграция искусственного интеллекта в образование» сотрудники лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды научили участников разработке и созданию цифровых помощников учителя (цифровых аваторов), а также совместно определили учебные и внеучебные контексты их использования в образовании. Преподаватель ТГПК Степаненко Елена Борисовна представила интересный доклад, посвященный применению чата GPT в генерации учебных материалов для преподавания русского языка и их тестированию экспертами на соответствие программе. Магистрант 1-курса ИРПО Назар Васюк описал проведение экспериментального исследования по применению генеративных нейросетей для повышения производительности работы молодых педагогов и предотвращению их профессионального выгорания.

 

 

 

 

Поиск